Каждый турист знает, что без карты путешествовать сложнее. Карты России, карты мира, карты со спутника, карты стран, карты областей России, карты городов мира и России — всё это есть на travelel.ru и всё это вам понадобится, если вы соберетесь в путешествие.

На главную
  Разделы сайта  
  Тематики сайта  
  Республики РФ  
  Федеральные округа РФ  
  Самое интересное  
29.03.2017

Дома Рафаэля в Риме — правда и вымысел



< >

Рафаэль Санти родился в Урбино в 1483 году, работал и учился у Пинтурикио в Сиене, затем у Перуджино в Умбрии и вскоре был признан одним из лучших художников Возрождения. В 1504-м он обосновался во Флоренции и четыре года осваивал творческий язык великих флорентийцев – Леонардо и Микелианджело. О Рафаэле говорили, что он никого не копировал, но умел брать лучшее ото всех.

В конце 1508 года Папа Юлий II приглашает Рафаэля в Рим. С той поры всего за двенадцать лет своего пребывания в Вечном Городе мастер создал серию шедевров, приумноживших славу и увековечивших его имя.

Здесь жил великий художник

Перебравшись в Рим, Рафаэль поначалу не имел своего дома, и потому часто менял адреса. Жители Вечного Города насчитывают по меньшей мере пять домов, которые так или иначе связаны с именем великого мастера.

В некоторых Рафаэль задерживался ненадолго, и потому сведения о них весьма скудны, а подчас и спорны. Предполагают, например, что некоторое время Рафаэль жил в нынешнем районе Париоли, на улице Яковаччи, 25. Эта территория прежде была отведена под папские виноградники, и потому вполне вероятно, что Рафаэль иногда уединялся здесь

Еще в одной зеленой зоне Рима, в парке Боргезе, есть дом под названием Казина ди Рафаэле (Домик Рафаэля). Но название это появилось только в начале XVIII века и имеет отношение к другому зданию, которое прежде стояло на месте, где сейчас размещается Казина делле Розе (Домик роз). Оно было разрушено в 1849 году при штурме Рима республиканскими войсками. А небольшой особнячок, унаследовавший имя Рафаэля, на самом деле предназначался для размещения гардероба виллы Боргезе.

Над окном второго этажа дома 85 по виа Джулия видна надпись: “Принадлежал Раффаэлло Санцио в MDXX”. Однако указанная дата – год смерти художника, посеяла обоснованные сомнения. Как показали исследования, Рафаэлю здесь принадлежали участки земли, на одном из которых в 1525 году был построен дом для иерархов Ватикана.

Саму же улицу Джулия проложили в 1508 году по распоряжению Папы Юлия II и назвали именем первосвященника (Юлий – по-итальянски Джулио). В этом престижном районе селились в основном выходцы из Флоренции и провинции Тоскана. Здесь жили Бенвенуто Челлини, архитекторы Борромини и Сангалло, представители папского двора.

Помимо рациональных и престижных соображений у Рафаэля была еще одна немаловажная причина для приобретения земли в этом районе. Полагают, что в дом 48 по улице Говерно Векьо перебралась из Трастевере возлюбленная мастера, небезызвестная Форнарина.

Гуляя в знаменитом районе за Тибром, туристы непременно задерживаются под украшенным терракотовым фризом  и стеклянной смальтой “окошком Форнарины” у дома 20 по улице Санта Доротея. Возможно, мечтательный Рафаэль, проходя здесь пять веков назад, поднял глаза и замер, увидев в окне прекрасную Маргариту из Трастевере, черноглазую дочку булочника (по-итальянски булочник – форнайо).

Зная красоту, обходительность и успех Рафаэля у женщин, многие удивлялись этой страсти к простолюдинке. Однако некоторые исследователи полагают, что Рафаэль, осиротевший в восьмилетнем возрасте, увидел в Форнарине сходство с матерью, и этим в какой-то мере объяснялась его непреодолимая привязанность к девушке.

Рассказывают, что Рафаэль не мог и часа провести без возлюбленной. Когда он работал над фресками и мозаиками в принадлежащем банкиру Агостино Киджи дворце Фарнезина, хозяин, узнав, что художник приводит с собой какую-то девушку, возмутился и запретил ее пускать. Бедный мастер перестал есть, спать, а главное – работать. И тогда Киджи, махнув рукой, сказал: “Да приводи кого угодно, только работай, Бога ради!”

С той поры Форнарина до последних дней была рядом с Рафаэлем. Перед смертью он выделил ей приличное состояние, чтобы она могла жить безбедно. Однако такая предусмотрительность оказалась напрасной, ибо после смерти художника Форнарина ушла в монастырь.

Работая в Ватикане, Рафаэль, по всей вероятности, жил либо при папском дворе, либо в прилегающем к нему районе Борго, где художнику приписывалось несколько домов. В 1936 году в центре района проложили улицу, которую в ознаменование Латеранских соглашений между церковью и государством назвали улицей Кончильяцьоне – Примирения.

Проводя широкую магистраль от собора Св. Петра к набережной Тибра, снесли целый квартал старинных домов. Особенно ценные особняки разобрали и перенесли на новое место. Так сохранили дом Рафаэля, в котором он жил до самой смерти 6 апреля 1520 года.

Здесь покоится великий художник

Свой последний приют великий мастер обрел, как и хотел, в Пантеоне. И к этому имеет отношение еще один “дом Рафаэля”.

Направляясь в исторический центр Рима от замка Св. Ангела, вы попадаете на улицу Коронари с бесконечными рядами антикварных лавочек. В Риме распространено поверье, что стоящее здесь здание под номером 122/123 в XVI веке было куплено Рафаэлем.

Божественно талантливому художнику с романтическим обликом небожителя не был чужд здоровый прагматизм. Он заранее решил использовать постройку как доходный дом, чтобы получать средства на содержание собственной могилы в Пантеоне.

В завещании Рафаэля такое распоряжение действительно есть, но нет указания именно на этот дом. Исследователи полагают, что его купил не сам Рафаэль, а его душеприказчики. В 1520 году на доходы от дома была также отреставрирована капелла Пресвятой Девы Марии, где и похоронен Рафаэль.

Совершенно необъяснимо как в Вечном Городе родились слухи, будто останки великого мастера покоятся в капелле уроженцев города Урбино в церкви Санта Мария сопра Минерва. В 1833 году специальная художественно-религиозная комиссия добилась разрешения обследовать захоронение Рафаэля Санти в Пантеоне.

После пяти дней раскопок в капелле Пресвятой Богородицы – Мадонна дель Сассо обнаружили деревянный гроб, несколько подпорченный влагой, попадавшей в храм во время наводнений. Собравшиеся ученые с волнением наблюдали, как рабочие осторожно отрывали присохшую крышку гроба. Под ней потрясенные собравшиеся с ликованием увидели останки божественного Рафаэля.

Для большей убедительности известный анатом того времени Антонио Трасмондо и президент Археологической академии Луиджи Бьонди провели дополнительное исследование погребенного и пришли к неопровержимому заключению, что это действительно Рафаэль Санти.

Затем тело мастера бережно уложили в новый гроб из римских пиний, который для надежности поместили в древнеримский мраморный саркофаг I в. н.э., специально предоставленный для этой цели Папой Григорием XVI. И снова прах Рафаэля вернули в капеллу Пресвятой Богородицы, перед которой замирают поклонники таланта великого мастера….

Это событие получило широчайшую огласку в Риме. Слагались стихи и песни, культ Рафаэля разросся до невероятных масштабов. Не обошлось и без легкой сатиры Белли, который по этому поводу сложил сонет “Эр корпо аритровато” – “Вновь обретенные мощи”.

 
Вы можете перейти в конец и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.
Нравится
Добавить комментарий


  Поделитесь!  


 
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.
© http://travelel.ru, 2010–2015

  Яндекс.Метрика