Аллагуват

Россия / Республика Башкортостан / Стерлитамакский район

Аллагуват

Описание

Аллагуват – бывшее большое село Стерлитамакского района с этническим смешанным населением. В деревне жили башкиры, чуваши, мишары, татары. Преобладали последние, поэтому деревня была показана татарской, в итоге к началу ХХ века все жители общались между собой на татарском языке. В 1965 году в 780 дворах проживало 3489 человек.

Что касается происхождения названия деревни, оно связано с именем старшины Юрматинской волости. Аллагуват – повстанец, активный участник башкирского восстания 1737 года. Среди документов, выделяется следующее, где видный башкирский мурза, имеющий большой авторитет среди губернских и войсковых чиновников тех времен, Кильмяк Нурешев обращался к башкирским старшинам-повстанцам – прийти к властям с повинной, здесь Аллагуват назван мурзой.

В 1795 году в деревне Аллагуват проживали в 48-ми дворах башкиры (177 мужчин и 158 женщин), в 19-ти дворах 130 служилых людей (татары и башкиры), в 21-ом дворе – ясачные татары (всего 151 мужчина и 148 женщин), в 5-ти дворах – чуваши (12 мужчин и 8 женщин). Татары и чуваши на правах припущенников поселились по договору с башкирами Юрматинской волости от 10 сентября 1795 года. В 1811 году в Аллагувате, кроме башкир, жили татары, переехавшие из Симбирской губернии Курмышенского уезда Рыбушской Волости – из деревень Малой и Большой Рыбушинской, и 6 человек мужского пола – ясачные татары. В это время насчитывалось 71 человек мужского пола служилых татар и еще 79 человек мужского пола ясачных татар.

Если говорить о природе, то она в деревне была действительно очень красивая. С восточной части озера – Ташлыкуль, Олыкуль, Тугереккуль, Зиреклекуль, Муеллыкуль, Топзескуль (самое маленькое, но самое глубокое озеро, глубина достигала до 20 метров), Корбанлыкуль. В восточной части озер, в прошлом был небольшой лес (Кара урман), до Великой Отечественной войны он был срублен полностью для нужд Ишимбайской нефтепромышленности. В настоящее время окрестности озер богаты и разнообразны растительностью. Здесь встречаются редкие виды растений. По рассказам пожилых людей, на этих озерах было очень много уток, лебедей, диких гусей, различных птиц и рыб.  В начале ХХ века в этих краях водились пеликаны. Общая же площадь водного зеркала этих озер составляет около 14 гектар.

 В Аллагувате проходили важные исторические события. В ноябре – декабре 1773 года через деревню во время Крестьянской войны (1773 – 1775 гг.) проходил Салават Юлаев со своим отрядом в г. Оренбург и обратно через Ашкадарские пристани (ныне г. Стерлитамак), деревни Карталы, Красноуфимск и г. Кунгур. В июле 1774 года прошел отряд под командованием Сляусина Кинзина. В августе того же года, здесь находился отряд пугачевского полковника Качкина Самарова. В середине июля 1775 года генерал-каратель П.М. Голицын вел бои с пугачевцами недалеко от деревни, а также у Ашкадарской пристани. Каратели сожгли несколько деревень, в том числе часть деревни Аллагуват, повстанцы были вынуждены прекратить сопротивление.

В 1839 году были живы ветераны Отечественной войны 1812 года – Давлеткильды Юмагузин, Шагимурат Уракаев, Гумер Юлдашев, Расул Файзуллин, Алсынбай Каскинов, которые были воинами 12-го башкирского кавалерийского полка. Они дошли до Парижа, за героизм были награждены медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812 года», имели и другие знаки отличия.

По архивным данным в 1834-1859 годы башкиры-вотчинники из деревни Аллагуват переехали на постоянное жительство на берега реки Ашкадар современного Стерлибашевского района, и там произошло разделение деревни на две части – Нижний и Верхний. Обе деревни находились в 23 верстах от села Федоровки. Причины переселения не совсем ясны, видимо, из-за нехватки земель для скотоводства. Основатель всех этих сел и деревень, легендарный Аллагуват, похоронен на кладбище деревни Верхний Аллагуват. Деревню Аллагуват соединили родственные связи с деревнями Аючи, Мурзалар и Кусяпкул (ныне поселок в составе г.Ишимбая). Жители Нижнего и Верхнего Аллагувата также находились в родственных связях с башкирами деревень Аллагувата, Аючи, Алакая, Юлдаша, Кудакая, Мулла-Мусы в бассейне реки Агидели и других деревень в бассейне реки Ашкадара.

В 1842 году на 422 человека было засеяно озимого хлеба 512 пудов, ярового – 1432 пуда. В середине XIX века в деревне имелась мечеть с медресе, обучали детей по-тюркски и по-арабски. Были кузница, лавка, хлебозапасный магазин, частные кибеты, небольшой кирпичный завод и цех по отделке шкур. Аллагуватцы сеяли хлеб, занимались пчеловодством, скотоводством, торговлей, продавали своих коней на крупных ярмарках городов Оренбурга, Бугульмы, Минзилинска, а прочий скот продавали в своих деревнях. Деревня имела все атрибуты власти: деревенского начальника (старшина), юртового десятника с административно-полицейскими функциями, писаря, почту правительственного назначения – Почтовой Ям. Сохранились интересные данные о том, что «татары – торговцы из деревни Аллагувата покупали у башкир деревни Кусяпкула (ныне в черте г. Ишимбая) телеги, сани по одним ценам и продавали жителям других деревень по другим ценам». «Татары-торговцы» имели хорошие отношения с зажиточными башкирами из деревень Ишимбая, занимающимися продажей «чудо масла» — «кара май» для смазки колес телег и для лечения ран животных. 

Некоторые жители, солдаты, выходцы из Аллагувата участвовали в русско-японской войне. Гафуров Абдулла Вахитович – участник обороны Порт-Артура, награжден холодным оружием, и другими знаками отличия и медалями. Также воевал Сафиканов Нурулла Гайнетдинович, который после войны остался жить в Порт-Артуре (ныне город Люйшунь, Китай). Адршин Хажгали, Баймурзин Файзулла служили в царской армии по 25 лет – кавалеристами. 

До 1937 г. в деревне не было медпункта. Жители деревни обращались за медицинской помощью в соседние населенные пункты. Более тяжелые больные ездили в г. Стерлитамак. В 1937 г. в доме Тибеевой Сабиры открывают медпункт. Там начинают работать медсестра Ишмухаметова  Махру Шакировна и фельдшер Константинов Платон. Позже из города Уфы приехала акушерка Ганеева Сания Исхаковна, чьи заботливые и бережные руки приняли в селе несколько тысяч новорожденных детей.

Работала колхозная агитбригада, они выступали с концертами  на полях во время посева и уборки урожая. В художественной самодеятельности участвовали также Я. Адршин, А. Шарфутдинов. Был танцевальный коллектив, ансамбль баянистов, драматический кружок. Они участвовали во всех праздниках и смотрах.

В 60-е годы концертная бригада побывала более чем в 20 колхозах с концертами за год. В коллективе художественной самодеятельности при ДК участвовали более 80 человек. Колхоз имел духовой и струнный оркестры. В те годы электричество и радио прочно вошли в быт колхозников. Многие из них уже тогда смотрели телевизионные передачи. Выписывали газеты и журналы.

Браки регистрировались в сельском совете. Также если затрагивать тему праздников, то здесь с давних пор сохранилась хорошая традиция после весенних посевных работ проводить Сабантуй (праздник плуга).

Праздник труда – Сабантуй начинался с награждения передовиков. Дальше были встречи с гостями, выступления художественной самодеятельности, где нередко участвовали приезжие артисты театра и эстрады. Проводились всевозможные конкурсы с последующими награждениями победителей. Особую гордость сельчан вызывала национальная борьба – Куреш. В основном здесь первенствовали свои богатыри. Основная борьба шла между ними. Народ с любовью относился к ним, так в разные годы кто-то становился звездой национальной борьбы.  Ярчайшим среди них является Г.Д. Ханмурзин мастер спорта РСФСР по национальной борьбе, многократный чемпион Башкортостана, призер чемпионатов России. Он также имел успехи в тяжелой атлетике. Со всех Сабантуев, проводимых в Башкирии, где ему посчастливилось участвовать, он непременно привозил первый приз национальной борьбы – барана.

Образование в деревне Аллагуват на рубеже 20-х веков получали в медресе, которые действовали при мечетях. После Октябрьской революции 1917 года мечети становятся школами, сельским клубом. В 1958 г. в Аллагувате построили новую мечеть (единственную в то время построенную новую мечеть в Урало-Волжском регионе), которая действовала да 1970 года. В 1912 г. в деревни открыли русско – татарскую 3-х летнюю школу, где получили образование более 30 человек. В 1914 г. построили новую 7 летнюю школу. Во время гражданской войны (1918 г) школа была закрыта, и вновь ее открыли только осенью 1921 года. Дети да 1929 г. обучались на татарском языке, используя арабский алфавит. После гражданской войны неотложной задачей являлась ликвидация безграмотности и малограмотности среди населения. В деревне организовали «ликбезы» (школа ликвидации безграмотности) в них работали учителя, врачи, служащие, кроме того, из лучших учеников 5-6 классов организовали группы на обучение население грамоте. Так за годы существования (1912-1974 гг.)  школу закончили тысячи юношей и девушек, которые ныне трудятся в народном хозяйстве во всех концах нашей Родины. Свыше 80 человек получили высшее образование и работают в различных отраслях народного хозяйства.

Когда началось строительство комбината №18 (в настоящее время ОАО «Салаватнефтемаш»), то городу Салавату нужны были земли, которые колхоз им выделили. В итоге колхозные земли почти полностью перешли комбинату и городу. По решению советского правительства жителей деревни Аллагуват и близлежащих деревень, таких как, Карлыкуль, Малый Аллагуват, Кызыл Аул, Куч. Ирек и Юрматы,  переселили за счет государства в города Салават и Ишимбай. Деревни начали сносить в 1966 году. Через 8 лет в 1975 г. на месте деревни Аллагуват с Карлыкулем не осталось ни одного дома. Так исчезла деревня Аллагуват просуществовавшая более 200 лет.

В настоящее время на местах деревень растет многолетняя трава и посажены деревья. Но каждый житель этого до боли родного места, до сих пор помнит свою родную землю, ведь счастливые моменты своей юности, они провели именно здесь, в деревни Аллагуват.  

В 2003 году был открыт мемориальный комплекс «Земля Юрматы».

Источник : Курамшина Дина Фаритовна




Source: nasledie-sela.ru