Аллагуват - Карта для туриста TRAVELEL.RU Карта для туриста TRAVELEL.RU

Каждый турист знает, что без карты путешествовать сложнее. Карты России, карты мира, карты со спутника, карты стран, карты областей России, карты городов мира и России — всё это есть на travelel.ru и всё это вам понадобится, если вы соберетесь в путешествие.

На главную
  Республики РФ  
  Федеральные округа РФ  

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.

22.01.2019

Аллагуват



< >

Россия / Республика Башкортостан / Стерлитамакский район

Аллагуват

Описание

Аллагуват – бывшее большое село Стерлитамакского района с этническим смешанным населением. В деревне жили башкиры, чуваши, мишары, татары. Преобладали последние, поэтому деревня была показана татарской, в итоге к началу ХХ века все жители общались между собой на татарском языке. В 1965 году в 780 дворах проживало 3489 человек.

Что касается происхождения названия деревни, оно связано с именем старшины Юрматинской волости. Аллагуват – повстанец, активный участник башкирского восстания 1737 года. Среди документов, выделяется следующее, где видный башкирский мурза, имеющий большой авторитет среди губернских и войсковых чиновников тех времен, Кильмяк Нурешев обращался к башкирским старшинам-повстанцам – прийти к властям с повинной, здесь Аллагуват назван мурзой.

В 1795 году в деревне Аллагуват проживали в 48-ми дворах башкиры (177 мужчин и 158 женщин), в 19-ти дворах 130 служилых людей (татары и башкиры), в 21-ом дворе – ясачные татары (всего 151 мужчина и 148 женщин), в 5-ти дворах – чуваши (12 мужчин и 8 женщин). Татары и чуваши на правах припущенников поселились по договору с башкирами Юрматинской волости от 10 сентября 1795 года. В 1811 году в Аллагувате, кроме башкир, жили татары, переехавшие из Симбирской губернии Курмышенского уезда Рыбушской Волости – из деревень Малой и Большой Рыбушинской, и 6 человек мужского пола – ясачные татары. В это время насчитывалось 71 человек мужского пола служилых татар и еще 79 человек мужского пола ясачных татар.

Если говорить о природе, то она в деревне была действительно очень красивая. С восточной части озера – Ташлыкуль, Олыкуль, Тугереккуль, Зиреклекуль, Муеллыкуль, Топзескуль (самое маленькое, но самое глубокое озеро, глубина достигала до 20 метров), Корбанлыкуль. В восточной части озер, в прошлом был небольшой лес (Кара урман), до Великой Отечественной войны он был срублен полностью для нужд Ишимбайской нефтепромышленности. В настоящее время окрестности озер богаты и разнообразны растительностью. Здесь встречаются редкие виды растений. По рассказам пожилых людей, на этих озерах было очень много уток, лебедей, диких гусей, различных птиц и рыб.  В начале ХХ века в этих краях водились пеликаны. Общая же площадь водного зеркала этих озер составляет около 14 гектар.

 В Аллагувате проходили важные исторические события. В ноябре – декабре 1773 года через деревню во время Крестьянской войны (1773 – 1775 гг.) проходил Салават Юлаев со своим отрядом в г. Оренбург и обратно через Ашкадарские пристани (ныне г. Стерлитамак), деревни Карталы, Красноуфимск и г. Кунгур. В июле 1774 года прошел отряд под командованием Сляусина Кинзина. В августе того же года, здесь находился отряд пугачевского полковника Качкина Самарова. В середине июля 1775 года генерал-каратель П.М. Голицын вел бои с пугачевцами недалеко от деревни, а также у Ашкадарской пристани. Каратели сожгли несколько деревень, в том числе часть деревни Аллагуват, повстанцы были вынуждены прекратить сопротивление.

В 1839 году были живы ветераны Отечественной войны 1812 года – Давлеткильды Юмагузин, Шагимурат Уракаев, Гумер Юлдашев, Расул Файзуллин, Алсынбай Каскинов, которые были воинами 12-го башкирского кавалерийского полка. Они дошли до Парижа, за героизм были награждены медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812 года», имели и другие знаки отличия.

По архивным данным в 1834-1859 годы башкиры-вотчинники из деревни Аллагуват переехали на постоянное жительство на берега реки Ашкадар современного Стерлибашевского района, и там произошло разделение деревни на две части – Нижний и Верхний. Обе деревни находились в 23 верстах от села Федоровки. Причины переселения не совсем ясны, видимо, из-за нехватки земель для скотоводства. Основатель всех этих сел и деревень, легендарный Аллагуват, похоронен на кладбище деревни Верхний Аллагуват. Деревню Аллагуват соединили родственные связи с деревнями Аючи, Мурзалар и Кусяпкул (ныне поселок в составе г.Ишимбая). Жители Нижнего и Верхнего Аллагувата также находились в родственных связях с башкирами деревень Аллагувата, Аючи, Алакая, Юлдаша, Кудакая, Мулла-Мусы в бассейне реки Агидели и других деревень в бассейне реки Ашкадара.

В 1842 году на 422 человека было засеяно озимого хлеба 512 пудов, ярового – 1432 пуда. В середине XIX века в деревне имелась мечеть с медресе, обучали детей по-тюркски и по-арабски. Были кузница, лавка, хлебозапасный магазин, частные кибеты, небольшой кирпичный завод и цех по отделке шкур. Аллагуватцы сеяли хлеб, занимались пчеловодством, скотоводством, торговлей, продавали своих коней на крупных ярмарках городов Оренбурга, Бугульмы, Минзилинска, а прочий скот продавали в своих деревнях. Деревня имела все атрибуты власти: деревенского начальника (старшина), юртового десятника с административно-полицейскими функциями, писаря, почту правительственного назначения – Почтовой Ям. Сохранились интересные данные о том, что «татары – торговцы из деревни Аллагувата покупали у башкир деревни Кусяпкула (ныне в черте г. Ишимбая) телеги, сани по одним ценам и продавали жителям других деревень по другим ценам». «Татары-торговцы» имели хорошие отношения с зажиточными башкирами из деревень Ишимбая, занимающимися продажей «чудо масла» — «кара май» для смазки колес телег и для лечения ран животных. 

Некоторые жители, солдаты, выходцы из Аллагувата участвовали в русско-японской войне. Гафуров Абдулла Вахитович – участник обороны Порт-Артура, награжден холодным оружием, и другими знаками отличия и медалями. Также воевал Сафиканов Нурулла Гайнетдинович, который после войны остался жить в Порт-Артуре (ныне город Люйшунь, Китай). Адршин Хажгали, Баймурзин Файзулла служили в царской армии по 25 лет – кавалеристами. 

До 1937 г. в деревне не было медпункта. Жители деревни обращались за медицинской помощью в соседние населенные пункты. Более тяжелые больные ездили в г. Стерлитамак. В 1937 г. в доме Тибеевой Сабиры открывают медпункт. Там начинают работать медсестра Ишмухаметова  Махру Шакировна и фельдшер Константинов Платон. Позже из города Уфы приехала акушерка Ганеева Сания Исхаковна, чьи заботливые и бережные руки приняли в селе несколько тысяч новорожденных детей.

Работала колхозная агитбригада, они выступали с концертами  на полях во время посева и уборки урожая. В художественной самодеятельности участвовали также Я. Адршин, А. Шарфутдинов. Был танцевальный коллектив, ансамбль баянистов, драматический кружок. Они участвовали во всех праздниках и смотрах.

В 60-е годы концертная бригада побывала более чем в 20 колхозах с концертами за год. В коллективе художественной самодеятельности при ДК участвовали более 80 человек. Колхоз имел духовой и струнный оркестры. В те годы электричество и радио прочно вошли в быт колхозников. Многие из них уже тогда смотрели телевизионные передачи. Выписывали газеты и журналы.

Браки регистрировались в сельском совете. Также если затрагивать тему праздников, то здесь с давних пор сохранилась хорошая традиция после весенних посевных работ проводить Сабантуй (праздник плуга).

Праздник труда – Сабантуй начинался с награждения передовиков. Дальше были встречи с гостями, выступления художественной самодеятельности, где нередко участвовали приезжие артисты театра и эстрады. Проводились всевозможные конкурсы с последующими награждениями победителей. Особую гордость сельчан вызывала национальная борьба – Куреш. В основном здесь первенствовали свои богатыри. Основная борьба шла между ними. Народ с любовью относился к ним, так в разные годы кто-то становился звездой национальной борьбы.  Ярчайшим среди них является Г.Д. Ханмурзин мастер спорта РСФСР по национальной борьбе, многократный чемпион Башкортостана, призер чемпионатов России. Он также имел успехи в тяжелой атлетике. Со всех Сабантуев, проводимых в Башкирии, где ему посчастливилось участвовать, он непременно привозил первый приз национальной борьбы – барана.

Образование в деревне Аллагуват на рубеже 20-х веков получали в медресе, которые действовали при мечетях. После Октябрьской революции 1917 года мечети становятся школами, сельским клубом. В 1958 г. в Аллагувате построили новую мечеть (единственную в то время построенную новую мечеть в Урало-Волжском регионе), которая действовала да 1970 года. В 1912 г. в деревни открыли русско – татарскую 3-х летнюю школу, где получили образование более 30 человек. В 1914 г. построили новую 7 летнюю школу. Во время гражданской войны (1918 г) школа была закрыта, и вновь ее открыли только осенью 1921 года. Дети да 1929 г. обучались на татарском языке, используя арабский алфавит. После гражданской войны неотложной задачей являлась ликвидация безграмотности и малограмотности среди населения. В деревне организовали «ликбезы» (школа ликвидации безграмотности) в них работали учителя, врачи, служащие, кроме того, из лучших учеников 5-6 классов организовали группы на обучение население грамоте. Так за годы существования (1912-1974 гг.)  школу закончили тысячи юношей и девушек, которые ныне трудятся в народном хозяйстве во всех концах нашей Родины. Свыше 80 человек получили высшее образование и работают в различных отраслях народного хозяйства.

Когда началось строительство комбината №18 (в настоящее время ОАО «Салаватнефтемаш»), то городу Салавату нужны были земли, которые колхоз им выделили. В итоге колхозные земли почти полностью перешли комбинату и городу. По решению советского правительства жителей деревни Аллагуват и близлежащих деревень, таких как, Карлыкуль, Малый Аллагуват, Кызыл Аул, Куч. Ирек и Юрматы,  переселили за счет государства в города Салават и Ишимбай. Деревни начали сносить в 1966 году. Через 8 лет в 1975 г. на месте деревни Аллагуват с Карлыкулем не осталось ни одного дома. Так исчезла деревня Аллагуват просуществовавшая более 200 лет.

В настоящее время на местах деревень растет многолетняя трава и посажены деревья. Но каждый житель этого до боли родного места, до сих пор помнит свою родную землю, ведь счастливые моменты своей юности, они провели именно здесь, в деревни Аллагуват.  

В 2003 году был открыт мемориальный комплекс «Земля Юрматы».

Источник : Курамшина Дина Фаритовна




Source: nasledie-sela.ru

 
Нравится
Добавить комментарий


  Поделитесь!  


 
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.
© http://travelel.ru, 2010–2015

  Яндекс.Метрика