Дальневосточный экономический район - Карта для туриста TRAVELEL.RU Карта для туриста TRAVELEL.RU

Каждый турист знает, что без карты путешествовать сложнее. Карты России, карты мира, карты со спутника, карты стран, карты областей России, карты городов мира и России — всё это есть на travelel.ru и всё это вам понадобится, если вы соберетесь в путешествие.

На главную
  Республики РФ  
  Федеральные округа РФ  

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.

21.01.2019

Дальневосточный экономический район



< >

Состав Дальневосточного экономического района: Приморский, Камчатский и Хабаровский края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область (рис. 3.11).

П л о ш ад ь: 6215,9 тыс. км2. Население: 6,26 млн человек.

Дальневосточный экономический район (см. рис

Р и с. 3.11. Дальневосточный экономический район (см. рис. 2>3.11)

Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района (ДВЭР) является удаленность от основного экономического потенциала России, что ставит перед районом задачу ослабления зависимости экономики от поставок из западных районов и ее комплексного развития.

Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам, пересечение морских и сухопутных путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда.

В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется производством цветных металлов, алмазов, слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозно-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом. В сельскохозяйственном производстве район специализируется на выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации основаны на использовании местных природных богатств. Дальний Восток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт Дальний Восток поставляет каменный уголь, лес, пушнину, рыбу и т.д.

Природно-ресурсный потенциал. Природные условия Дальнего Востока характеризуются резкой контрастностью, что обусловлено огромной протяженностью территории с севера на юг. Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями. Низменности занимают сравнительно небольшие площади по речным долинам. Наиболее обширная низменность находится в долине Амура и его притока Уссури. На значительной части района распространена многолетняя мерзлота, что затрудняет строительство и развитие земледелия. Горы имеют высоты в среднем 1000—1500 м, но отдельные вершины поднимаются до 2000 м и более. На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы, о чем свидетельствует вулканическая деятельность. На Камчатке действуют более 20 вулканов, крупнейший из них — Ключевская Сопка (высота 4750 м), много гейзеров.

Руды цветных металлов и редких металлов имеют межрайонное значение. ДВЭР — один из важнейших золотоносных районов России. Месторождения рудного и россыпного золота сосредоточены в бассейнах Колымы, Алдана, Зеи, Амура, Селемд- жи, Бурей, на Чукотке и на склонах Сихотэ-Алиня. Оловянные, вольфрамовые, свинцово-цинковые руды открыты и разрабатываются в Республике Саха (Якутия), Магаданской области, в отрогах Сихотэ-Алиня. Дальний Восток располагает большими запасами ртути. Основные месторождения расположены на Чукотке, в Якутии и Хабаровском крае. В Томмоте на Верхнем Алдане разведаны уникальные месторождения слюды. Большое значение имеют месторождения алмазов «Мир», «Айхал», «Удачное» на северо-западе Республики Саха.

В Дальневосточном районе известны запасы железных руд. Наибольшее значение имеет Алданский железорудный бассейн с месторождениями Таежное, Пионерское, Сиваглин- ское, расположенный на юге Якутии.

Топливные ресурсы, особенно каменного и бурого углей, на Дальнем Востоке весьма значительны. Однако крупные запасы угля расположены в Ленском бассейне, сильно удаленном от освоенных территорий. На юге Республики Саха (Якутия) расположен один из наиболее перспективных бассейнов коксующегося угля — Южно-Якутский. Остальные, сравнительно небольшие месторождения разбросаны по территории района.

На территории ДВЭР выявлены нефтегазоносные провинции — на Сахалине, Камчатке, Чукотке, в Магаданской области, но пока разрабатываются только месторождения нефти Оха и Тунгор на севере Сахалина. Нефть высокого качества, но ее не хватает для удовлетворения потребностей района. Газ обнаружен в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Это один из важнейших перспективных газоносных районов.

Располагает Дальний Восток и запасами нерудного сырья — известняками, мергелем, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, а также серой, графитом, слюдой.

Гидрографическая сеть района обширна и многоводна. Среди наиболее крупных можно выделить бассейны Лены, Амура, Яны, Индигирки, Колымы и т.д. Реки концентрируют огромные запасы гидроэнергии, богаты ценными видами рыб, являются транспортными путями, в том числе зимой, когда по льду прокладываются зимники. Район богат термальными водами. Горячие источники, особенно на Камчатке, питают реки, и они зимой не замерзают. С вулканической деятельностью связано происхождение гейзеров. Вода горячих источников содержит цинк, сурьму, мышьяк, имеет лечебное значение и открывает большие возможности для создания курортной базы.

Моря Тихого океана — Берингово, Охотское и Японское, замерзают на сравнительно короткий период и имеют рыбо- хозяйственное, зверопромысловое и транспортное значение. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб — кеты, нерки, чавычи, обитают тюлени, моржи, морские котики.

Леса на Дальнем Востоке покрывают около 260 млн га территории. В лесах произрастают лиственница, ель, пихта, кедр, широколиственные породы — дуб, ясень, клен и т.д.

Разнообразие природно-климатических условий — от резко континентального до муссонного на юго-востоке обусловлено особенностями физико-географического положения и вызвало неравномерность заселения и освоения района. В северной части ДВЭР климат исключительно суровый. Зима холодная, малоснежная, продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно многолетняя («вечная») мерзлота. В Республике Саха (Якутия) находится полюс холода Северного полушария. Однако теплое лето, хотя и очень короткое, позволяет развивать земледелие в открытом грунте. В южной части ДВЭР климат муссонного типа с холодной зимой и влажным летом. Вегетационный период в бассейне Нижнего Амура составляет 120 дней и лишь на юге Приморья до 190 дней. Большое количество осадков, выпадающих в летний период, вызывает сильное переувлажнение почв, что создает большие трудности для сельского хозяйства.

Вследствие суровости климата и удаленности территории Республика Саха (Якутия) и Магаданская область заселены очень редко. Освоение этих районов имеет очаговый характер. Более плотно заселены Хабаровский край и Амурская область.

Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер, связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной, а очаговый характер, что ведет к серьезным локальным нарушениям. При этом нужно иметь в виду, что большая часть района находится в зоне многолетней мерзлоты. Высокая чувствительность хрупких экосистем севера Дальнего Востока к антропогенному воздействию, влиянию транспорта, уничтожение оленьих лестбищ резко уменьшают продуктивность территории, поэтому безотходность производства должна быть доведена здесь до технологически возможного уровня. Для приморских районов Дальнего Востока серьезной проблемой являются чистота водной среды и сохранение биологических ресурсов моря.

Население и трудовые ресурсы. Численность населения ДВЭР — чуть более 6,26 млн человек (2013 г.). Городское население составляет около 76 %. Дальний Восток — самый малонаселенный район Российской Федерации. Средняя плотность населения 1,01 человек/км2. По территории ДВЭР население размещено крайне неравномерно. Наиболее высокая плотность — более 12 человек/м2 в Приморском крае. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Якутии, Магаданской области и в Камчатском крае плотность населения составляет лишь 0,3—0,8 человек/км2. Население отличается пестротой национального состава. Подавляющее большинство населения — русские. Здесь также много украинцев, татар, евреев и большая группа коренных народностей — коряков, нанайцев, нивхов, ульчей, удэгейцев, ительменов, эвенков, алеутов, чукчей, эскимосов и др. Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила эти малочисленные народы на грань исчезновения.

Особенно значителен прирост рабочей силы в цветной металлургии, рыбной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, т.е. в отраслях специализации.

Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. Цветной металлургии принадлежит ведущее место среди отраслей рыночной специализации ДВЭР. В последние годы она особенно быстрыми темпами развивалась в Якутии и Хабаровском крае. Цветная металлургия представлена добычей олова, ртути, полиметаллов, вольфрама, мышьяка.

Наибольший удельный вес по запасам олова принадлежит Якутии, где осваивается крупнейшее Депутатское месторождение. Введены в действие рудники «Фестивальный» и «Перевальный», обогатительная фабрика в Горном, построены оловянный комбинат в Хрустальном (Приморский край) и комбинат «Солнечный» по добыче олова (Хабаровский край).

Свинцово-цинковая промышленность сосредоточена в Приморском крае и производит свинцово-цинковые концентраты и свинец. В настоящее время осваиваются новые крупные месторождения свинцово-цинковых руд — Вознесенское и Николаевское.

Вольфрам добывается в Магаданской области и Приморском крае.

Быстро развивается алмазодобывающая промышленность. Построены два крупных горно-обогатительных комбината «Мир» и «Айхал».

Рыбная промышленность относится к ведущим отраслям рыночной специализации района. По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит первое место среди экономических районов России. Важную роль играет район в крабовом промысле.

Главными районами рыболовства и морского промысла являются Охотское, Японское и Берингово моря, а также восточная часть Тихого океана. В последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Возникли крупные центры рыбопереработки — Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Южно-Курильск, Находка, Николаевск-на-Амуре, Охотск и др. Крупнейшие холодильные комбинаты находятся в Петропавловске-Камчатском и Комсомольске-на-Амуре.

Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность также являются отраслями рыночной специализации. Район имеет значительный удельный вес в вывозе древесины, производстве пиломатериалов, бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита в основном в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области. Центры лесопиления — Дальнереченск, Лесозаводск, Благовещенск, Свободный, Хабаровск, Комсомольск-на-Аму- ре, Амурск, Хор, Бикин и др. Производство фанеры налажено во Владивостоке и Биробиджане, мебели — в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Биробиджане, спичек — в Благовещенске, целлюлозно-бумажная промышленность развита на Сахалине (Углегорск, Поронайск и др.).

Машиностроение включает в себя разнообразные отрасли, а ведущими являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты и т.д. Один из крупнейших машиностроительных центров — Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Находке, а речное судостроение — в Благовещенске. В Благовещенске построен завод Амурэлектроприбор, во Владивостоке — завод инструментов и другие заводы, в Хабаровске работает завод Дальди- зель, в Комсомольске-на-Амуре — завод подъемно-транспортного оборудования, в Биробиджане — Дальсельмаш. Предприятия сельскохозяйственного машиностроения размещаются в г. Свободном (Амурская область).

Энергетика. Бурейская ГЭС — крупнейшая электростанция на Дальнем Востоке России — расположена на реке Бурея в Амурской области. По установленной мощности (2010 МВт) входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций страны. В 2013 г. Бурейская ГЭС выведена на полную мощность, но находится в завершающей стадии строительства. Ее сдача в постоянную эксплуатацию запланирована на 2014 г. Зейская ГЭС расположена на реке Зея в Амурской области, у города Зея. Мощность ГЭС — 1330 МВт, среднегодовая выработка — 1910 млн кВт ч.

Территориальный комплекс дополняют следующие отрасли.

Топливная промышленность представлена добычей угля, нефти и природного газа.

Черная металлургия развита еще недостаточно. В Комсо- мольске-на-Амуре действует завод передельной металлургии Амурсталь, работающий на металлоломе.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.

В ДВЭР помимо развития основной отрасли пищевой промышленности — рыбной созданы и другие отрасли — мукомольная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная с крупными мясокомбинатами в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане; маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя), представленная масложиркомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге — в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях, южных районах Якутии.

Основное место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура — соя. Развивается овощеводство закрытого грунта, особенно на Камчатке, где для выращивания овощей в теплицах используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Животноводство развито преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству: на севере, где имеются обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге — в Приморье — развито пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство: созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы; в лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.

Транспорт и экономические связи. Слабая заселенность территории ДВЭР требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В районе функционируют все существующие виды транспорта, а основную роль играет железнодорожный: на его долю приходится до 80 % перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части ДВЭР связано с прокладкой в конце XIX в. Транссибирской магистрали. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями: некоторые из них иногда являются подъездными ветками к лесозаготовительным базам, а другие имеют самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано со строительством Байкало-Амурской магистрали (БАМ), благодаря чему Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включает и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск («Малый БАМ»), а также ряд линий, соединяющих БАМ с Транссибирской магистралью.

Межрайонные и внутрирайонные перевозки значительных объемов грузов ДВЭР осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Иной режим работы морского транспорта тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по ДВЭР являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей — Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка.

Район слабо обеспечен автомобильными дорогами. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха (Якутия) ведет дорога Невер—Алдан—Якутск; самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана; большое транспортное значение имеет дорога Хабаровск—Биробиджан—Колымский тракт. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

Для Дальнего Востока огромно значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажиропере- возок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами.

На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с обычными видами транспорта сохраняется олений транспорт.

ДВЭР получает грузов больше, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах, так как большая часть грузов привозится издалека. В вывозе с Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов.

В последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота. Так, усиление международной торговли, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения, что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения, энергетики и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.

Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, сброс отходов производства в реки и моря, а также в атмосферу.

Территориальная организация хозяйства. Огромную территорию ДВЭР по уровню экономического развития можно разделить на три зоны — Южную, Среднюю и Северную.

В Южную зону интенсивного развития входят Приморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства Южной зоны составляют море-, лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее время развитие происходит по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.

В Среднюю зону входят северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Республики Саха (Якутия). Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Основная специализация — добывающая промышленность, а обслуживающие отрасли развиты слабо. Экономической осью зоны является БАМ. Магистраль внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства зоны, способствуя формированию промышленного пояса района.

Южно-Якутский ТПК формируется на юге Якутии на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне р. Алдан (в 80—100 км) к северу от Станового хребта и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 м.

Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42 %. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиванглинское, балансовые запасы которых составляют 2,5 млрд т.

В бассейнах рек Олекма и Чара разведаны магнетитовые кварциты, что дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.

Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дают железная дорога БАМ—Тында и ее продолжение на Берка- кит. Значительные объемы высококачественных коксующихся углей Южно-Якутского бассейна будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и экспортироваться в Японию.

В дальнейшем предусмотрено вовлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем, чтобы в перспективе создать здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла.

В Северной зоне ДВЭР очаговое развитие характерно не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В Северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, где наряду с отраслями специализации развивается производственная инфраструктура. Алданский, Мирненский, Магаданский, Вилюйский, Билибинский превращаются из мелких пунктов с горнорудной промышленностью в территориально-производственные узлы с развитыми лесной, пищевой промышленностью, машиноремонтом, рыбным и охотничьим промыслами.

Межрайонные и международные экономические связи ДВЭР достаточно развиты. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые операции через территорию района, и его экспортные функции имеют исключительное значение для страны. Более половины грузов, ввозимых в район из зарубежных стран, проходит транзитом в западном направлении.

Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение транспортной системы района, экономических показателей, совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.

Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в 4 раза превышал их вывоз, то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень высокими темпами, причем вывоз возрастает быстрее, чем ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района.

Совершенствование структуры хозяйства ДВЭР связано с предстоящей реконструкцией Байкало-Амурской магистрали, формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК, развитием внешнеторговых транспортных связей (в том числе контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Европы), обеспечением населения района сельскохозяйственной продукцией, развитием социальной инфраструктуры, решением экологических проблем.



Source: studref.com

 
Нравится
Добавить комментарий


  Поделитесь!  


 
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.
© http://travelel.ru, 2010–2015

  Яндекс.Метрика