Деревня в самарской области

Осень со своими дарами неприменно навевает деревенские темы.
Аскулы весьма интересная деревня в Самарской области, находящася на вершине горы, к которой можно добраться только через горы и лес по дороге от села Шелехметь, где даже трактор не проедет — настолькоона разбитая и заплывшая грязью, либо через овраг по грунтовке из села Сосновый Солонец.
Первый раз я о ней услышала в 2008 году во время Пешей Жигулевской кругосветки — наш маршрут проходил как раз через нее. 
С первого взгляда она показалась мне обычной вымирающей деревенькой, коих на Руси сейчас видимо невидимо, пока на финише за кружкой горячего чая участники другой команды не рассказали про нее. А после того, как съездили туда этим летом, моя коллега дополнила наше путешествие дополнительной мистикой.
Ходит легенда, что село Аскулы охраняют духи, и что те, кто едет туда с недобрыми намерениями, обязательно заплутает и не доедет до места назначения. Также стоит отметить, что помимо толпы гуляющих кабанов, для туристов это место тоже имеет свою мистику: у некоторых начинают беситься компасы и не работать GPS.
Намерения у меня были вполне мирными: кругосветчики рассказали про старинное кладбище, одно из самых старых в Самарской области, которое я очень хотела посмотреть, так же хотелось посмотреть на Дом купца и святой источник. Но видно сила, охраняющая село, подумала, что посмотреть кладбище намерение не доброе, поскольку мы начали плутать.
Грунтовая дорога к Аскулам начинается на окраине села Сосновый Солонец и проходит вдоль газопровода. К слову, зимой и по весне, когда начинает таить снег, до села недобраться, поскольку эту дорогу размывает, да и просто в дождливую погоду на машине там можно серьезно застрять в овраге.
Когда съезжаешь с асфальтовой дороги от Соснового Солонца, то дорога до Аскул разделяется, и одна из ее частей (правая) идет немного под углом газопроводу, а другая (левая) идет в гору. Мы поехали по левой, поскольку ее состояние было по-лучше, но это решение было ошибочно — мы уехали далеко от деревни в гору.
Ехали мы весело: видели огромного зайца, который бежал перед машиной (как племянница заядлого охотника могу сказать он был килограммов эдак 6), любовались красивыми видами полей и лесов, тем более время было уже вечернее, а главное поели дикой земляники. В качестве доказательства красивых видов, прилагаю фотографии начинающего фотографа Гали, которая была в этот день с нами.
n_1jDlotkLkwv2aoKwApFIjR0EE8DdP2k

Спустя некоторое время я сказала суровое женское «Мы едем не туда» (на фотографии выше видно, как я это сурово констатирую). Мы развернулись и поехали обратно, поскольку позади нас на вершине горы виднелась деревня. 
Духи видимо решили, что я очень сильно расстроюсь, если мы не доедем, поэтому подпустили нас к деревне.
Немного о селе:
Село Аскулы, расположенное в центральной части Самарской Луки, по одним данным было основано около 1600 года звенигородским Савво-Сторожевским монастырем, по другим — около 1650 года чувашскими переселенцами. 
Позднее в это село прибились беглые крестьяне московской и рязанской волостей, а также казаки разбитого войска Степана Разина. По одной из версий, название происходит от арабских слов «ас» – раб и «куле» — наказывать, по другой — слово это булгарское и переводится как «нижнее озеро». Видимо, здесь имелось в виду, что весной по Аскульскому оврагу вниз к Волге потоком катятся талые воды, из-за чего овраг и приобретает вид довольно большой и бурной речки. 
Старые названия села– Богородское, Архангельское, Михайловское.
В селе проживали жители трех религиозных направлений: православные, Спасова согласия (старообрядцы), молокане. На окраине села, соответственно, было три кладбища.
Село Аскулы с 1768 года принадлежало братьям Орловым, и входило в их нераздельное имение. В 1865 году из владений В.П. Орлова-Давыдова родовая Аскульская волость перешла дочери Наталье, вышедшей замуж за князя Д.Н. Долгорукого.
Аскулы были известны как самый крупный центр пчеловодства в Симбирской губернии.
До революции существовала артель по изготовлению домашней мебели, саней, колес, рыдванов. Многие занимались плетением лаптей. В селе было 3 ветряные мельницы, котельная, кирпичный завод и даже свой локомобиль. Жители имели свою пристань на Волге, известную многолюдную ярмарку.
Деревянный храм во имя Казанской Божьей Матери  был построен в 1860 году по указу помещицы княгини Натальи Владимировны Долгорукой. Причт состоял из священника и псаломщика. 
В селе был и есть святой источник, который известен исстари. Брали люди из родника воду, и одному жителю села явлена была икона. Пришёл он за водой к роднику, а она стоит возле сруба. Взял икону, принёс в церковь. Утром она снова оказалась на своём прежнем месте. Опять принёс икону в храм, батюшка опечатал её по углам печатями, поставил в алтарь. Она вновь чудесным образом вернулась на источник. С тех пор почитают эту явленную икону как чудотворную. По благословению построили возле источника часовню и установили в ней икону. В 1928 году, когда деревянный храм во имя Казанской Божьей Матери был снесен, одна из монахинь эту икону вынесла и спрятала. Передавалась она от бабушки к бабушке. Так и сохранилась, и сейчас вроде бы также находится в селе.
Прямо через деревню проходила дорога государственного значения Москва-Самара, которая прослужила до пятидесятых годов прошлого века, пока не началось строительство Волжской ГЭС, для которой была построена новая трасса. До революции на краю деревни стояла тюрьма «Этап», в ней ночевали каторжане, которых гнали пешком через всю Россию в Сибирь.
Но вернемся к нашему путешествию. 
Село выглядит заброшенным и пустынным. Когда-то бывшая главной улицей села, сейчас порасла буреломом да так, что проехать по ней очень сложно.
Те дома, что сохранились, разбросанны по всему селу. 
До кладбища мы так и не доехали, зато побывали в главной достопримечательности села — Дом купца второй гильдии Чукина, который при советах был репрессирован и отправлен в места отдаленные, где и погиб. 
Вся моя веселая компания, с которой я ездила, осталась около машины покурить да поесть, а я по крапиве с фотоаппаратом в руках побежала скорее к дому, чтобы его исследовать буквально по-кирпичику.
Поскольку все фото мой друг успешно посеял, то полюбоваться старинным строением можно только по одной единственной фотографии, которую сделала Галя. Эх, а какие виды были на моих фотографиях! Жаль не могу показать сохранившуюся лепнину на потолке в доме.
8srcE38uq80verUJeePj5UVcGvwCTeJEI
Последними нашими точками в Аскулах были церковь и святой источник. Обратно мы поехали по нужной дороге, и домой добрались без приключений.
В заключении хотелось бы отметить, что Аскулы прекрасное место, куда бы я съездила на пару деньков. 
Мой друг как-то со своей компанией арендовали на несколько дней избу в Аскулах и встретили там Новый год. По-моему, это прекрасная идея, от которой яркие эмоции и воспоминания сохранятся на долгие годы.
Во время моего пребывания в деревне, я с удовольствием бы пообщалась с местными жителями, которые там еще остались, и послушала бы мифы и легенды, коих тут не мало. Например, один из местных жителей живет в доме с красным фонарем. Этот дедушка каждый год встречает кругосветчиков, поит их чаем и развлекает интересными разговорами.
В Аскулах сохранилась некая самобытность русской деревни с небольшими нотками мистики, от которой дышится там как-то тревожно и восторженно. Чистый воздух, прекрасные пейзажи, тишина и покой.

Еще немного фотографий и истории села: http://filgray.livejournal.com/71457.html
Очень интересный рассказ местного жителя об Аскулах: http://terem-ts.livejournal.com/7311.html



Source: kleine-furer.livejournal.com