Достопримечательности воскресенского района нижегородской области

Воскресенский район представляет собой особый уголок, изобилующий интересными природными объектами, а также местами, связанными с известными личностями, писателями и исследователями русской культуры и быта, особенно на рубеже XIX-XX веков.

Самой известной достопримечательностью Воскресенского края является живописное озеро Светлояр – жемчужина природы Нижегородской земли и России. Озеро Светлояр находится вблизи села Владимирское. Озеро – это не только памятник природы федерального значения, но и объект культурного досуга воскресенцев и гостей района. Его называют русской Атлантидой, так как прошлое здешних мест овеяно множеством легенд, которые собраны в сборнике, составленным В.Н.Морохиным. Широко распространена легенда о невидимом граде Китеже, которая повествует о чудесном затоплении города водой во время нашествия Хана Батыя. Существует много гипотез о происхождении самого озера: есть предположение, что оно относится к кастровым (провальным) озерам, есть высказывания о его ледниковом (эоловом) происхождении, третья гипотеза предполагает, что котловина озера лежит в узле пересечения двух глубинных разломов земной коры. Что бы там на самом деле ни было – Светлояр сказочно живописен. Правильно-яйцевидной формы, с прозрачной гладью вод, покоящееся в низине у крутого лесистого склона, озеро никого не оставляет равнодушным к своей загадочной, скромной и необычной красоте. Удивительна вода Светлояра: она может храниться в сосуде, не теряя своей исключительной чистоты, прозрачности и вкусовых качеств. Это принесло ей славу святости и целебной силы далеко за пределами области. Светлояр питается за счет родников, которые бьют со дна. Глубина озера местами достигает 29,7м. Светлояр имеет большую научную ценность как место произрастания редких видов растений. В воде и на его берегах произрастают редкие и охраняемые растения – рдест длиннейший, тростянка овсяничная, кувшинка чисто-белая, кубышка желтая. А на сфагновом болоте, примыкающем к его северным берегам, встречена редкая орхидея лосняк Лезеля, тундровый кустарник ива лапландская и северное насекомоядное растение росянка английская. Светлояр имеет большое рекреационное значение. Он привлекает множество туристов, верующих и любителей природы: озеро ежегодно посещают десятки тысяч людей.

Много вокруг иных легендарных мест: это и ключик Кибилек с чистейшей родниковой водой, камень со следом ангела. Три креста у могил богатырей, по преданию защищавших Китеж от татар. Много интересных обрядов связанных с озером. Обряд «обползание»: человек давший обет, и совершающий этот обряд должен троекратно обползти озеро на коленях и при любых ситуациях сохранять молчание. Так же известен обряд «омовения» в водах озера или ключика. Считается, что омовение с молитвой излечивает почти все хвори и придает силы. Многих писателей, музыкантов и художников вдохновило озеро Светлояр. Глазунов, Рерих, Васнецов, Коровин, Нестеров писали картины, посвящая их Светлояру, Римский-Корсаков создал знаменитую оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Василенко написал кантату «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояр» Упоминали озеро Светлояр в своих произведениях поэты и писатели: В. Короленко, З. Гиппиус, А Потехин, А. Мельников-Печерский, Н. Толстой, Н. Оглоблин, С. Афоньшин, В. Адрианов, М. Пришвин и многие другие. С 90-х годов ХХ века село Владимирское и озеро Светлояр посещает все большее количество туристов. Начала в своих стенах службы заново отреставрированная церковь постройки 1766 года. На берегу озера выстроена новая часовня. Ежегодной традицией стало празднование праздника в честь Иконы Владимирской Божьей Матери, и следующим за ним Ивана Купалы, по старинным поверьям с этого дня начинался купальный сезон. С утра в церкви идет служба, а затем крестный ход направляется к озеру.

Через леса на 100 верст от «града Малого Китежа» (ныне город Городец) до «града Великого Китежа» (т.е. озера Светлояр) тянется легендарная Батыева тропа. Местами в пределах Семеновского и Воскресенского районов на нее указывают следы в виде заросшей просеки. По этой тропе, гласит легенда. Разрушив Малый Китеж, шел Батый следом за отступавшим великим князем Суздальским, основателем Нижнего Новгорода, Георгием Всеволодовичем, который, когда вошел в град Великий Китеж, град стал незрим. Рядом с селом Нестиары находится озеро Нестиар. Известная легенда о церкви города Васильсурска, которая сдвинулась с места следом за крестным ходом и несущейся перед ним «на воздусях» иконой Варлаама, ушла из греховного города за Волгу, остановилась у озера Нестиар и стала незримой. В ликую китежскую ночь с 22 на 23 июня ее колокола откликаются колоколам Макарьевского монастыря. На полпути между Нестиаром и Светлояром есть Поклонная гора. Здесь, будто бы, если с верой приложить ухо к земле в ночь светлой заутрени, слышно бывает, как перекликаются колокола Китежские с Нестиарскими, тоже будто бы бывает и в китежскую ночь.

 

Следующими интересными объектами, достойными взгляда заезжего туриста являются село Богородское и деревня Галибиха. Оба они в XVII веке, равно как и село Владимирское, являлись вотчиной окольничего царского двора Никифора Собакина, очень своенравного и жестокого землевладельца, о нравах которого до сих пор ходят легенды. Его потомки владели этими землями около 200 лет, затем они были проданы представителям не менее знаменитого дворянского рода Левашовых, которые управляли ими до 1917 года. Левашовы были весьма либеральных взглядов. Воспоминания о них крестьян весьма добрые.

 В деревне Галибиха до сих пор сохранились усадьба Левашовых. К сожалению, на данный момент усадьба частично заброшена. Так же существуют два парка, разбитые в свое вовремя Левашовыми, но они нуждаются в специальном уходе. В парках сохранились редкие породы деревьев, завезенные сюда более ста лет: серебристый тополь, лох серебристый, кедр и другие.

А еще в селе Богородское привлекает особое внимание церковь иконы Казанской Божьей Матери частично само разрушенная и утратившая свой интерьер, но все еще величавая. Высокую колокольню и купола можно увидеть даже стоя на берегу реки Ветлуги в черте р.п. Воскресенское.

 

Следует обратить внимание туристов на памятник археологии который, расположен на окраине деревни Русениха, находящейся в 10 километрах от р.п. Воскресенское. Раскопки его проводились с 1925 года под руководством академика О.Н. Бадера. Датировано городище VII-V веками до нашей эры и отнесено к ананьинской культуре. Городище представляло собой бревенчатый дом полу подземельного типа длиной около 40 метров, а шириной до 4-х. Он защищался валом и рвом. Поселенцы – ветлужские марийцы – занимались плавкой железа из бурых местных железняков, озерных, болотных и луговых руд путем сыродутного процесса в земляных, ямах, скотоводством, охотой, земледелием. Жившие здесь люди занимались подсечным земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством, изготовляли своеобразную кругло донную посуду из глины, орудия из кости, а также ткани из шерсти и растительного волокна. Городища этой культуры располагались на мысах рек. Умерших хоронили в грунтовых могилах. Многие ученые считают племена ананьинской культуры предками современных удмуртов и коми-зырян. Первое упоминание о деревне Русениха, как о русском поселении относится к 1629 году. На сегодняшний день деревня Русениха довольно крупный населенный пункт, имеющий начальную школу и сельский клуб. Место нахождения археологического памятника, к сожалению, не обозначено аншлагами, хотя это необходимо.

Выше по реке Ветлуге находится еще один населенный пункт, заслуживающий особого внимания. Это село Благовещенское. Первое упоминание о нем относится к 1616 году. В конце XIX века здесь жил и работал знаменитый русский писатель В.Г. Короленко. Он в своем рассказе «Река играет» описал перевоз возле села Благовещенское. Героем его рассказа стал перевозчик В. Тюлин, весьма колоритный персонаж, существовавший в реальности. В настоящее время можно посмотреть место переправы, которое описано В.Г. Короленко.

 

Из сел левобережья хочется отметить весьма живописное старинное село Троицкое, некогда центр обширного прихода. На высоком берегу, над поймой реки Ветлуги стоят две церкви: холодная церковь Троицы (1713 год) и теплая Зосимосавватиевская церковь (1870 год). Самое замечательное в Троицкой церкви то, что она была действующей даже в годы войны.

Так же недалеко от села Троицкое, около деревни Раскаты находится Бабья гора, с которой связана легенда о какой-то бабе, предводительнице шайки разбойников по имени Степанида, жившей здесь и убитой своими же молодцами из ревности, по другой версии шайка разбойников была окружена стрельцами, а Степанида бросилась с высокого обрыва в Ветлугу. Близ Бабьей горы указывают Шмелеву тропу, которая представляет собой заросшие остатки какой-то просеки. Этой тропой ходил, по местной легенде какой-то разбойник Шмелев.

Недалеко от Большого Иевлево (в сторону Шарангского района) сторожилы могут показать тропу Ивана Грозного, проходившего со своими войсками на Казань.



Source: ggaliba.ucoz.ru