Город сясьстрой ленинградской области - Карта для туриста TRAVELEL.RU Карта для туриста TRAVELEL.RU

Каждый турист знает, что без карты путешествовать сложнее. Карты России, карты мира, карты со спутника, карты стран, карты областей России, карты городов мира и России — всё это есть на travelel.ru и всё это вам понадобится, если вы соберетесь в путешествие.

На главную
  Республики РФ  
  Федеральные округа РФ  

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.

27.01.2019

Город сясьстрой ленинградской области



< >

Северо-Запад России — края, богатые лесом, а значит и благодатные для лесной промышленности, в том числе производства целлюлозы и бумаги. Есть на Северо-Западе и несколько городов, где целлюлозно-бумажные комбинаты стали градообразующими предприятиями. Один из них — городок с труднопроизносимым названием Сясьстрой в Ленинградской области, в тридцати километрах от Волхова. Именно в этот город я совершил первое путешествие в новом 2017 году. Столбик термометра во время поездки держался в районе 18-20 градусов ниже нуля.

Сясьстрой — город маленький (13 тысяч жителей), и его можно смело относить к «неизвестной Ленобласти», хотя это название, наверное, и хорошо знакомо тем, кто ездит по автомобильной трассе «Кола» в сторону Карелии. Город этот, разумеется, полностью советский, поскольку комбинат открылся в 1928 году. Более того, — в советские времена Сясьстрой всегда был рабочим посёлком, а статус города получил лишь в 1992 году. Районным центром он не является, поскольку входит в состав Волховского района.

Добраться в Сясьстрой из Петербурга общественным транспортом можно двумя способами — либо на автобусе (есть прямые до Сясьстроя, есть проходящие), либо, как это сделал я, электричкой до Волхова, и оттуда ещё 50 минут на местном автобусе, идущем весьма непрямой дорогой. Стыковка электрички с автобусом в Волхове составляет всего 13 минут, и у меня она чуть не сорвалась из-за опоздания электрички минут на десять. Но, однако, успел. Железнодорожный вокзал в Волхове, как известно, носит название Волховстрой, а раньше его носил и сам город Волхов. Реки Волхов и Сясь впадают в Ладогу буквально в 10 километрах друг от друга. Но при этом город Волховстрой стал просто Волховом, а у города бумажников по-прежнему сохранилось название Сясьстрой.

2. Итак, приезжаем в город. Сущность Сясьстроя определяется не только комбинатом, но и Мурманским шоссе, проходящим прямо через его центр в образе улицы Петрозаводской. Здесь плотный поток машин, среди которых особенно часто встречаются номера с регионами 10 и 51 (Карелия и Мурманская область).

Почти весь Сясьстрой расположен у правого берега реки Сясь, где она делает излучину. Город делится на небольшой центр (где проходит шоссе и находится городской парк), а также Новый и Старый районы. Есть ещё обособленная историческая часть Сясьские Рядки — бывшее село, существовавшее задолго до города, и теперь входящее в его состав. Туда дойдём уже ближе к концу.

3. На трассе, она же Петрозаводская улица, находится автостанция, знакомая, наверное, всем, кто ездит на автобусе на северо-восток Ленобласти или в ещё более дальние места. Я именно с неё уезжал назад в Петербург, на автобусе, шедшем из города Вытегра в Вологодской области.

4. Петрозаводская улица запоминается перекрёстком со светофором, наверное, в иные дни собирающим длинные пробки, а также вот этой длинной двойной пятиэтажкой из кирпича цвета охры.

5. На другой стороне улицы — очень приятный городской парк, являющий собой прореженный сосновый бор на песках у высокого берега реки. Прямо такая типичная Ленинградская область.

6. Парк выходит к замёрзшей реке. Сясь — река не такая широкая, как Волхов, но всё же достаточно длинная. Начало она берёт в лесах востока Новгородской области, вблизи посёлка Неболчи, и свои воды в Ладогу несёт через Тихвинский район, где в неё впадает Тихвинка.

7. Взгляд вверх по течению. Мороз и солнце, день чудесный! Слева видно характерное «облако» дыма от ЦБК. А на реке, видимо, где-то там стоит небольшой порт, судя по виднеющимся вдалеке сооружениям.

8. А густые и крепкие сосны переглядываются с рекой и низким январским солнцем…

9. С другой стороны от парка — можно сказать, несостоявшаяся (может быть, и пока что) главная площадь города с почтамтом и большим количеством магазинов. Вид на это место я запечатлел лишь со двора, — там, между домами видно.

В общем-то, центр города совсем маленький, если и вообще его принято здесь выделять. Заметно больше по площади Старый район, расположенный южнее, прилегающий к комбинату, и заметно более малоэтажный.

10. К Сясьскому целлюлозно-бумажному комбинату ведёт улица Советская, застроенная послевоенными сталинками. Видно, что город рос именно с этой стороны.

Советскую частично дублирует более прямая улица 25 октября с площадью Ленина и городским домом культуры, но туда я, к сожалению, не догадался дойти.

11. Другая, параллельная улица ­— 1 мая. По морозным улицам ходят горожане. В Сясьстрое, надо сказать, уже ощущается некая атмосфера «отдалённой Ленобласти», где и река Волхов уже позади, и морозы зимой сильнее, чем в Питере.

12. В этом кадре видно переплетение эпох. Как не было панельных пятиэтажек на заднем плане, помнят, наверное, и многие из нынешних жителей Сясьстроя. А на переднем плане слева видно то, что можно назвать «Как всё начиналось».

13. Это дома барачного типа, наверное, ещё довоенной постройки. Действительно, — Старый район примерно наполовину состоит именно из них.

14. Иногда среди них попадаются интересные архитектурные решения. Особенно интересно, что в Сясьстрое большинство барачных домов обшито непокрашенным и потускневшим от времени деревом. Покрашенные, может, и есть, но мне не попадались.

15. На самом деле, многие из них выглядят даже вполне привлекательно. Но большинство из них ветхие, и постепенно расселяются. На многих висят стандартные таблички с надписью «Ваш дом будет расселён», а иные уже расселены и заброшены.

16. Мемориал Великой Отечественной войне. Вдалеке справа виден тот самый дом культуры, к которому я ближе не подходил. А жаль, — судя по фотографиям, интересный образец конструктивизма (что вообще редкость для городов такого размера).

17. Ну а дальше — дымят трубы градообразующего предприятия…

История Сясьского целлюлозно-бумажного комбината начинается с 1925 года, когда Президиумом Ленинградского облсовета народного хозяйства было принято решение о его строительстве на реке Сясь, которое в тот же год было начато. Рабочий посёлок Сясьстрой был основан в 1927 году. Первую целлюлозу комбинат дал 3 ноября 1928 года. Его можно считать одним из старейших ЦБК в России.

18. Речка Валгомка, через 500 метров она впадает в Сясь. ЦБК фактически прилегает к её устью.

19. Вот этот пешеходный подвесной мост через Валгомку ведёт на комбинат, и по нему ежедневно ходят на работу бумажники (да, это слово обозначает ещё и работников бумажной промышленности, — в городе даже есть улица Бумажников).

20. Здания ЦБК за речкой, густой от мороза дым из заводских труб. Здесь же находится ТЭЦ, дающая энергию комбинату и городу, а также подъездной путь от Мурманской железной дороги.

На комбинате, как водится, осуществляется полный цикл производства — от древесины до готовых бумажных изделий. И основной продукцией Сясьского ЦБК является, простите, туалетная бумага (между прочим, впервые в СССР она была произведена именно здесь), а также бумажные полотенца. Кстати, нередко лесохимические производства, в том числе ЦБК, довольно вонючие, но в Сясьстрое я такого не заметил. Возможно, просто мне повезло с направлением ветра.

21. Пока я стоял на мосту, мимо меня пару раз проходили люди, и мост заметно раскачивался, поскольку он подвесной.

Комбинат огибает улица Заводская, уходящая дальше на юг. Она переходит в автодорогу вдоль берега Сяси и приводит к станции Колчаново на Мурманской железной дороге — вторым железнодорожным воротам Сясьстроя.

Посмотрев с берега на комбинат, ограничивающий город с южной стороны, я отправился назад в центр.

22. На небольшой «площади» у моста на комбинат — ещё одно конструктивистское здание. Вероятно, почти одного возраста с комбинатом. Сейчас занято кафе и магазинами.

23. Даже сохранилась советская вывеска!

24. Ещё барачные дома. Как уже говорилось, некоторые из них довольно оригинальные. Правда, в целом надо сказать, что квартал Старого района, прилегающий к ЦБК, выглядит мрачновато.

25. А это новый дом — наверное, для расселения барачных домов.

От комбината я вернулся в самый центр города, после чего направился в Новый район.

26. Новый район уже не так примечателен, как Старый, — являет он собой буквально пару кварталов пятиэтажек.

27. И он какой-то подчёркнуто тихий. За домами и дворами виден частично сохранившийся здесь лес.

28. Обратил я внимание на эти не совсем обычные дома — точечные пятиэтажки. Таких дома здесь всего три, и построены, как выяснилось, в 1975 году.

29. Пройдя через Новый район за несколько минут, я, кажется, уже покинул город. Но на самом деле, эта дорожка ведёт напрямую в Сясьские Рядки — исторический район города, бывшее село. Похоже, что во время недавней оттепели я бы едва ли смог бы здесь пройти из-за распутицы. А сейчас вся грязь замёрзла и покрылась льдом и снегом.

30. А потом впереди показался силуэт Успенской церкви Сясьского погоста.

31. Так я и вышел в Сясьские Рядки. Успенская церковь построена в 1751 году, колокольня уже в 19 веке. Вокруг — кладбище. Поблизости проходит Мурманское шоссе, и церковь можно увидеть с близлежащего моста через Сясь.

32. Сами по себе Сясьские Рядки — это историческое рыбацкое село, известное с 1582 года. Войдя в состав рабочего посёлка Сясьстрой в советские времена, оно стало его окраиной, благодаря чему и сохранилось в совершенно цельном облике. История напоминает карельскую Кондопогу (где, кстати, тоже ЦБК).

33. Вид на Сясь. Часть Рядков расположена на другом её берегу.

До революции Сясьские Рядки входили в состав Новоладожского уезда — самого восточного в Санкт-Петербургской губернии. В 1764-68 годах в уездном городе Новая Ладога квартировал Суздальский 62-й пехотный полк под командованием А. В. Суворова. Несколько лет подряд прославленный полководец командовал летними учениями в Сясьских Рядках.

34.

35. Даже один каменный дом в селе удалось найти. Видимо, село было богатым. Хотя вполне вероятно, что дом имел отношение к строившимся здесь каналам, о которых я скажу чуть ниже.

36. Дома глядят фасадами на реку:

И ещё одна достопримечательность Сясьстроя и, в частности, Сясьских Рядков, — это каналы. Река Сясь входила в состав открытой в 1811 году Тихвинской волго-балтийской водной системы, в рамках которой каналом и шлюзами были соединены верховья рек Тихвинки и Чагоды (входящих в разные бассейны). Суда шли по реке Тихвинке, затем по Сяси в Ладогу, и далее в Неву и Балтику. Несколько раньше, в 1802 году, была открыта Мариинская водная система, соединившая Онежское озеро с Волгой через реки Вытегру и Шексну (она, кстати, и сейчас используется как Волго-Балтийский канал). Так или иначе, путь в Балтийское море шёл через Ладожское озеро. А поскольку у Ладоги порой бывает бурный нрав, и она может штормить, было решено соорудить её обходы при помощи каналов, идущих вдоль ладожского побережья. Староладожский канал, обходящий Ладогу по пути из реки Волхов в Неву, был построен ещё при Петре I. А после появления в 19 веке Мариинской и Тихвинской водных систем было решено продлить обход Ладоги дальше на восток, и соединить аналогичными каналами реку Волхов с Сясью и Свирью. Строительство развернулось в Сясьских Рядках, и каналы сохранились до сих пор. На запад от Сяси уходит Сясьский канал, соединяющий её с Волховом (другой конец канала находится в Новой Ладоге)…

37. …а на восток — Свирский канал. Оба этих канала прослужили недолго, поскольку уже во второй половине 19 века оказались слишком мелководными при возраставшем судоходстве. Сейчас они известны, как, соответственно, Старо-Сясьский и Старо-Свирский (на фото).

38. Вдоль Старо-Свирского канала тоже стоят дома, а чуть дальше виден стальной мост.

39. Местами на берегах канала сохранились красивые старые дома:

40. А где-то и очень живописные сосны:

Как уже сказано, каналы, построенные вдоль Ладоги в 1802 году, довольно быстро устарели из-за мелководности, и в 1878-80 годах чуть ближе к берегу Ладоги были прорыты новые каналы. Соответственно: Ново-Свирский (Свирь — Сясь), Ново-Сясьский (Сясь — Волхов) и Новоладожский (Волхов — Нева). Эти каналы были судоходными вплоть до середины 20 века (а Новоладожский даже до 1980-х годов).

41. Между Старо-Свирским и Ново-Свирским каналами — буквально пару сотен метров. Ново-Свирский чуть более широкий. Отсюда ещё полкилометра до устья Сяси и Ладожского озера (Ладогу даже видно с моста на трассе), но я дотуда не доходил.

42. На северном берегу Ново-Свирского канала стоит буквально несколько домов (причём похоже, что есть и весьма даже старые), но при этом я так и не обнаружил туда моста, даже пешеходного. Выходит, место, куда летом можно добраться только на лодке, зимой лишь по льду, а в межсезонья никак, можно найти даже в городе в Ленинградской области!

43. Так Ново-Свирский канал выходит в Сясь. И видно, как короткий зимний день подходит к концу.

А вот так выглядели Сясьские Рядки в 1910 году (фото, разумеется, Прокудина-Горского). Слева вдалеке видна Успенская церковь.

Таким я и увидел этот довольно малоизвестный город Ленинградской области. Погуляв по Сясьским Рядкам, я выдвинулся обратно в центр, дошёл до автостанции теперь уже вдоль Мурманского шоссе, и дождался там обратного автобуса на Петербург, который шёл из города Вытегра рядом с Онежским озером.

44. Напоследок — красивое природное явление. Солнечное гало от кристалликов льда в воздухе, характерное для морозной погоды.



Source: nord-ursus.livejournal.com

 
Нравится
Добавить комментарий


  Поделитесь!  


 
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.
© http://travelel.ru, 2010–2015

  Яндекс.Метрика