Карта мира 1937 года

Давно люблю рассматривать старые карты. И вот случайно попался в руки огромный Большой Советский атлас мира издания 1937 года. Формат – ближе к А2. Плюс развороты – это почти А1… Я просто таких атласов ранее вообще не видел.

Впереди идет текст, что выпущен он еще по поручению Ленина, дана цитата его письма. «Крайне важно было бы приложить карты имперализма». В общем, большинство карт – это размещение разных отраслей. Плюс гравиметричесские и сейсмические карты СССР и мира (в 1970-80х новосибирские вертолетчики занимались такими съемками для уточнения прежних карт). Плюс разные «желдороги» и водные пути с воздушными сообщениями. И прочие «изоаномалы» и «миллигалы».

Если я правильно понял текст выше – под этот атлас создали целый институт. Среди «редколегии» – Отто Юльевич Шмидт.

Но в первую очередь были интересны именно границы…

Снято, к сожалению, только на телефон.

01. Точное название работы

02. Границы Российской Империи. Не помню, была ли такая карта у поздних советских учебниках. Мне она как бы вообще не впервые попалась. Много всего на северо-западе…

03. А это пониже. Интересны восточные границы у Польши и Украины. У Белоруссии такой границы нет. Думаю, что в 1930 годы, как и сейчас, к границам подходили очень серьезно.

04. А это чуть более ранняя карта, Середина XIX века, кажется. Тут показана Оттоманская Империя. Что интересно – Туркменистан отделен от остального Туркестана. Сочетание НЕДЖД вижу впервые.

05. А это уже западные границы 1937. Минск в нескольких десятках км от границы. Отдельно выделена Бессарабия. Ее аннексию после революции СССР так и не признал. Вильнюс – еще в Польше.

06. Северо-Запад 1937. Тоже достаточно необычные границы. Не часто увидишь такие карты. Никаких еще Рыбинских водохранилищ.

07. Регион под цифрой 8 – «Немцев Поволжья АССР». См. следующую картину.

08. Другие регионы 1937, названия которых не вошли на карту.

09. Новосибирская область. Еще с Кузбассом и Томском. Ранее будущий Новосибирск входил в Томскую губернию… Рука дрогнула. Кызыл еще за границей СССР, вошел в состав в 1944 году. Ойрот-Тура…

10. Карафуто и Курилы.

11. И немного остального мира. Таиланд, остров Букет!

12. Колониальная еще Индонезия. Как много разных обозначений!

13. Океания. Чтобы не казалось, что там пусто, в Тихом океане.

14. Карта железных дорог. К сожалению, не знаю, что значат цвета. Но они как-то явно привязаны к странам. Уже построен Турксиб.

15. А вот авиационная карта.

16. Поближе посмотрим Сибирь. Из Новосибирска в Томск рейсов нет, как и в Барнаул. Туда ведут железные дороги. А самолеты летают в Колпашов (!) и Камень-на-Оби. И в Кемерово, уже не Щегловск. А вот в Сталинск (Новокузнецк) полеты точно были, но не указаны почему-то. Впервые услышал про город Балаганск (тут вспомнилась заметка из якутской газеты, про «прокурора города Жиганска»…) …Да, «Салегард»!

17. Легенда этой карты. На фоне чего развивалась авиация в СССР.

18. А тут справочная информация по предвоенным авиалиниям. Очень интересно, что очень много публикаций есть про «Дерулюфт», то есть, про линию Москва – Берлин. А тут ее нет, но есть Прага и Стокгольм из Москвы. Где Дерулюфт в 1937 году?

19. Ну и кусочек «германской дирижаблелинии» Фридрихсгафен – Буэнос-Айрес. Не зря весной 1945го в Аргентину побежали бывшие национал-социалисты. Там уже было «насиженное» место. Если дирижабли регулярно летали…

20. В общем, вот такая наглядная история в некоторых деталях.

Почему тут «эпицентр» склонения где-то на Колыме/востоке Якутии — не знаю…



Source: avro-live.livejournal.com