Карта москвы 1913 года

Алексей Сергеевич СуворинПлан города Москвы с пригородами. Издание товарищества А.С. Суворина «Новое время». Отпечатано в картографическом заведении Алексея Ильина в Санкт-Петербурге. Масштаб 250 саженей в дюйме, 1:21000. Входил как приложение к путеводителю «Вся Москва». Размер карты 70×97 см.

Алексей Сергеевич Суворин — издатель из Санкт-Петербурга, главный редактор и владелец газеты «Новое Время», ставшей под его руководством ведущим периодическим изданием России начала XX века. План города Москвы с пригородами — это подробная многоцветная карта старой Москвы 1913 года с указанием названий улиц и других городских объектов, таких как: полицейских частей, 56 судебно-мировых участков, загородных деревень и дач, дорог и мостов, пристаней и другого. На отдельных фрагментах-врезках показан план Кремля и Красной площади. Поклонная гора указана условным знаком со смещением от реального её положения.

Условные обозначения

Изменения произошедшие в Москве к 1913 году

Сравним эту карту 1913 года с аналогичным планом Суворина издания 1911 года.

В 1912 — 1913 годах в Москве было переименовано множество улиц — город обновлялся к празднованию 300-летия дома Романовых в 1913 году. Полная таблица переименований была опубликована, например, в справочнике того же Суворина «Вся Москва» за 1913 год:

Новое издание карты содержало уже обновленные названия улиц, что видно, если сравнить его с изданием за 1911 год. Например:

Также в данном издании были отображены и другие изменения, произошедшие в Москве с 1910 по 1912 годы. Расскажем о самых значимых из них.

На Ходынском поле появляется обозначение аэродрома Московского Общества Воздухоплавания. Официальное открытие аэродрома состоялось 3 октября 1910 года в присутствии военного начальства и многих русских авиаторов. Первый взлёт с аэродрома совершил М. Ф. Де-Кампо-Сципио.

Впервые на карте была показана, больница им. Солдатёнкова, открытая 23 декабря 1910 года, и ныне известная, как городская клиническая больница имени С.П. Боткина.

В 1912 году Брестский вокзал получает название Александровский, которое сохраняется за ним вплоть до 1917 года. Затем вокзалу снова возвращают название Брестский, а в 1922 переименовывают в Белорусско-Балтийский. В 1936 году вокзал обретает название, под которым он и известен в настоящее время: Белорусский вокзал.

Впервые Дорогомиловский мост был построен в 1788 году и представлял из себя «живую», наплавную конструкцию. Именно по этому мосту в 1812 году после Бородинского сражения проходили и русские и французские войска. В 1868 был построен новый капитальный мост, получивший от Александра II официальное название Бородинский. Но название особо не приживалось, поэтому на картах с 1868 по 1912 годы мост обычно обозначают по старому названию — Дорогомиловский.

С постройкой нового Брянского вокзала, ныне Киевского, возникла необходимость переделать конструкцию моста, т.к. она, во-первых, регулярно разрушалась паводками, и во-вторых, уже не справлялась с возросшим грузопотоком. В результате в 1911-1912 году был построен новый, большой Бородинский мост общей длиной 250 метров и шириной 25.5 метра. С 1912 на картах мост уже обозначается только как Бородинский.

***

В 1911 году было учреждено издательское, типографское и книготорговое товарищество А.С. Суворина «Новое время». Но справочники 1911 и 1912 годов выходили еще под старым брендом — известным многим названием издательства: «Издание А.С. Суворина».

В конце лета 1912 года Алексей Сергеевич Суворин уходит из жизни на своей даче в Царском Селе. Поэтому с 1913 по 1917 год все материалы печатают уже с новым названием издательства, что и видно на карте, представленной на этой странице.

Продолжение: Различия данного плана Москвы Суворина 1913 года с картой издания 1915 года.



Source: www.etomesto.ru