Конспект урока по географии 11 класс хозяйство зарубежной европы

Урок географии по теме «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». 11-й класс

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: групповая  работа, практическая работа.

Цели урока:

  • Показать типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, структуру и основные промышленные районы региона.
  • Развивать мировоззренческую идею « Европа — общий дом» всех европейцев, где география и история тесно связали между собой судьбу десятков стран и народов.
  • Продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы.
  • Продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики.
  • Закреплять навыки и умения работы в группе, оформлять единый ответ.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания.
  • Изучение нового материала — практическая работа в группах.
  • Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Рефлексия.
  • Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка Д.З.

В рабочей тетради ученики письменно отвечают на вопросы:

  • В населении З. Европы преобладают народы языковой семьи…
  • Крупнейший мегалополис материковой части Европы…
  • Господствующая религия в З. Европе…
  • Средняя плотность населения… чел. на 1 км. кв.
  • Средний уровень урбанизации
  • Для стран З. Европы характерны… темпы роста населения.
  • Особенности демографической ситуации в странах З. Европы: (выбрать правильное утверждение)
  • Растущая доля молодёжи в населении.
  • Снижающий коэффициент смертности населения.
  • Низкие показатели естественного прироста, а в некоторых странах убыль населения.
  • Наибольшая доля пожилых людей.
  • Преобладание мужского населения над женским населением..

3. Изучение нового материала. Выполнение практической работы в группах.

Вводное слово учителя. Мы сегодня должны выявить типичные черты хозяйства стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона.

Работать вы будете самостоятельно в группах. Для выполнения работы учащиеся делятся на группы и получают задание и инструкцию по работе.

Инструкция по работе для 1 группы

Цель работы: выявить отрасли «авангардной тройки» З. Европы, крупнейшие районы этих отраслей.

Задание:

  • Какие отрасли относятся к «авангардной тройке»? Что называется отраслью международной специализации?
  • Дайте краткую характеристику отраслям «авангардной тройки» Зарубежной Европы в виде таблицы. Выделите следующее:
  • на что ориентируется отрасль;
  • название отрасли;
  • крупнейшие районы и узлы данной отрасли
  • Заполните таблицу (приложение 1), сделайте вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли для всего региона.
  • Проверьте себя.
  • Сделайте общий вывод; в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
  • Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.

Инструкция по работе для 2 группы

Цель работы: выявить уровень развития лёгкой, лесной промышленности, крупнейшие районы и узлы этих отраслей.

Задание:

  • Что называется отраслью международной специализации?
  • Дайте краткую характеристику лёгкой, лесной промышленности Зарубежной Европы. Выделите следующее:
  • на что ориентируется отрасль
  • название отрасли;
  • крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы.
  • Заполните таблицу (приложение 2), сделайте вывод об уровне развития отраслей и их роли для всего региона.
  • Поверьте себя.
  • Сделайте общий вывод, в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
  • Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.

Инструкция по работе для 3 группы

Цель работы: выявить уровень развития сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы.

Задание:

  • Что такое «товарное и потребительское сельское хозяйство»?
  • Дайте краткую характеристику сельскому хозяйству:
  • название отрасли;
  • на что ориентируется;
  • крупнейшие сельскохозяйственные районы.
  • Заполните таблицу (приложение 3), сделайте вывод об уровне развития отраслей сельского хозяйства и их роли для всего региона.
  • Проверьте себя.
  • Сделайте общий вывод, укажите уровень развития отраслей сельского хозяйства.
  • Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.

Инструкция по работе для 4 группы

Цель работы: нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы.

Выделить «центральную ось» развития, определив территориальную структуру.

Задание:

  • Вспомните территориальную структуру хозяйства экономически развитых стран.
  • Определите уровень «зрелости» территориальной структуры.
  • Определите, как насыщена Западная Европа:
  • промышленными районами;
  • центрами;
  • городскими агломерациями;
  • транспортными узлами;
  • районами интенсивного сельского хозяйства.
  • Результаты работы отразите на контурной карте в виде прямоугольника, где высокая концентрация хозяйства — своего рода каркас всей территории. Карта представляется классу с комментариями.
  • Докажите, что в странах З. Европы сложилась система трёх экономических районов:
  • с высоким уровнем развития;
  • депрессивные районы;
  • отсталые аграрные районы.
  • Проверьте себя.
  • Сделайте заключительный вывод.
  • Выберите выступающего, который расскажет о результатах работы и сделает заключительный вывод.

Инструкция по работе для 5 группы

Цель работы: выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма З. Европы.

Выделить крупнейшие районы этих отраслей.

Задание:

  • Вспомните различия в транспортной системе. Что такое «отрасль международной специализации?»
  • Проанализируйте карту:
  • сделайте вывод об обеспеченности транспортной сетью З. Европы, подтвердите статистическими данными;
  • определите роль науки и финансов, крупнейшие финансовые центры;
  • почему З. Европа является главным районам международного туризма?
  • Сделайте вывод о развитии этих отраслей. Заполните таблицу (приложение 4).
  • Проверьте себя.
  • Обсудите вывод, выберите выступающего, который представит результаты работы и сделает выводы.

Инструкция по работе 6 для группы

Цель работы: определить уровень развития стран Зарубежной Европы и региона в целом.

Выявить страны, определяющие мощь региона.

Задание:

  • Вспомните, по каким показателям определяется уровень экономического развития стран.
  • Определите:
  • уровень развития отдельных стран Зарубежной Европы;
  • уровень развития З. Европы в целом. Сравните показатели и сделайте вывод
  • Сравните карты атласа и рисунок учебника, выявите страны, которые определяют экономическую мощь Зарубежной Европы.
  • Результаты нанесите на контурную карту, выделите границы стран и подпишите их названия. Озаглавьте карту.
  • Проверьте себя.
  • Докажите, что в отличие от четырёх главных стран, имеющих широкую специализацию, другие страны З. Европы специализируются на отдельных отраслях, и страны В. Европы занимают особое место.
  • Обсудите ответ.
  • Выберите выступающего ученика, который представит результаты работы и заключительные выводы.

4. Закрепление, подведение итогов, рефлексия.

В результате практической работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала — заполняли таблицы, формулировали выводы.

Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.

В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах. Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.

5. Задание на дом.

Проанализируйте записи, сделанные на уроке;  стр.183- 192.

Машиностроение, химическая промышленность,  ТЭК, металлургия, лесная и легкая промышленность.



Source: nsportal.ru