Конституционная республика это государственный режим - Карта для туриста TRAVELEL.RU Карта для туриста TRAVELEL.RU

Каждый турист знает, что без карты путешествовать сложнее. Карты России, карты мира, карты со спутника, карты стран, карты областей России, карты городов мира и России — всё это есть на travelel.ru и всё это вам понадобится, если вы соберетесь в путешествие.

На главную



Source: bstudy.net

 
  Республики РФ  
  Федеральные округа РФ  

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.

15.01.2019

Конституционная республика это государственный режим



< >

Изучение формы правления находится на стыке многих наук, в частности, философии, истории государства и права, теории государства и права, конституционного права, политологии и т.д. Философской основой этого института является прежде всего учение о власти, государстве, праве, свободе человека.

Форма правления представляет собой один из важнейших элементов формы государства наряду с государственным устройством и политическим режимом. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в юридической справочной литературе употребляются как минимум две категории: форма правления и форма государственного правления. В учебной и научной литературе часто используется категория «форма правления». Несмотря на разницу вербального выражения для обозначения данного явления, общим является то, что в обоих случаях речь идет о верховной государственной власти или высших органах государственной власти и о порядке их образования. Само содержание указывает, что форма правления рассматривается именно в контексте организации государственной власти, поэтому достаточно говорить о форме правления.

Под формой правления понимают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, порядок образования, структуру, полномочия, длительность полномочий этих органов, ответственность, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Можно выделить следующие элементы формы правления: принципы и порядок образования высших органов государственной власти; структуру; компетенцию; длительность полномочий этих органов; взаимодействие их друг с другом; ответственность; взаимоотношение с населением и степень участия последнего в их формировании.

Распространенными в современной юридической литературе являются следующие критерии разграничения форм правления, обусловленные элементами формы правления: юридическое решение вопроса об источнике суверенитета; порядок замещения должности главой государства; объем полномочий главы государства; распределение полномочий между главой государства и представительным органом (парламентом); ответственность высших государственных органов. Мировой практике известны такие классические формы правления, как монархия и республика. В современных условиях появились такие формы правления, которые трудно однозначно отнести к существующим классификациям, например, выборная монархия в Малайзии, где король избирается на пять лет из числа девяти султанов — глав девяти монархических штатов (всего в стране 13 штатов). Или же существуют республики с пожизненным президентством (КНДР). Более того, происходят новеллы в классических разновидностях формы правления. Например, появление правительства и премьер-министра в президентской республике (в Сирии, Перу), что не типично для классической президентской республики.

Монархия была исторически первой формой правления. Термин «монархия» греческого происхождения («монос» — один, «архе» — власть). Монархия — форма правления, при которой глава государства (монарх) получает власть по наследству (чаще всего от отца к сыну), осуществляет ее бессрочно в течение всей жизни, после чего власть его переходит к его потомкам либо иным родственникам. Системы престолонаследия: салическая (наследование престола исключительно по мужской линии, например, в Японии, Бельгии, Норвегии и т.д.); кастильская (наследование престола предпочтительно по мужской линии, младший брат исключает старшую сестру, например, в Испании, Великобритании, Нидерландах и т.д.); австрийская (женщина наследует только при полном отсутствии мужских линий).

В своем развитии монархия претерпела значительные изменения. Монархию в античности связывали лишь с исполнением военных функций, а со временем еще жреческих и судебных. Наследственность еще не стала существенным ее атрибутом. В X — XIII веках государство выступало как сеньориальная монархия, которую сменила сословно-представительная монархия, а в XVI — XVII вв. появилась абсолютная монархия.

Разновидности монархической формы правления в современном мире: абсолютная, конституционная (дуалистическая, парламентарная), выборная.

Абсолютная монархия — форма правления, при которой вся полнота власти принадлежит исключительно монарху. Особенностями абсолютной монархии являются, в частности, отсутствие, как правило, высшего законодательного и представительного органа — парламента; монарх неподконтролен обществу и неподсуден, им принимаются все государственные решения и назначения. Нередко монарх является главой судебной власти и церкви. В настоящее время примерами абсолютной монархии являются Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, Бруней.

Дуалистическая монархия — это форма правления, при которой власть поделена между монархом и представительным органом (парламентом). Особенностями данной формы правления являются, в частности, те, что главе государства принадлежат реальные полномочия, используется институт контрасигнатуры, парламент служит дополнительной легитимацией власти монарха, в отношениях между монархом и парламентом более вероятно политико-правовое верховенство монарха. Дуалистические монархии сегодня — это, как правило, вчерашние абсолютные монархии, где монарх пошел на- создание парламента (Непал, Кувейт, Иордания и т.д.).

Парламентарная монархия — это форма правления, в которой сохранен институт наследственного главы государства, но реальная власть принадлежит парламенту. Особенностями данной разновидности формы правления являются, в частности, те, что законодательным органом является особая юридическая конструкция «король в парламенте» (всякий парламентский акт приобретает юридическую силу после подписания его монархом, но это акт формальный), акты монарха приобретают силу после контрасигнации, состав правительства определяется парламентом, хотя о назначения на министерские должности осуществляются монархом, правительство несет ответственность перед парламентом. Данная разновидность монархической формы правления сегодня существует в Великобритании,

Норвегии, Швеции, Испании, Голландии, Бельгии, Дании, Канаде, Японии и т.д.

Выборная монархия — это особая разновидность формы правления, при которой существует монархическая форма правления, но сам монарх избирается. Сегодня примером такой формы правления являются ОАЭ, Малайзия.

Республика — это форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства и других органов государственной власти. Считается наиболее демократической формой правления. Республиканская форма правления была известна в период античности (Римская республика и т.д.). В Средние века данная форма правления была также известна, хотя была представлена в виде городских республик в ряде стран Европы. Окончательно республиканская форма правления установилась во Франции лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии. Швейцария и Сан- Марино имеют эту форму правления изначально.

Разновидности республиканской формы правления: президентская; парламентарная; смешанного типа; советского типа; теократическая.

Президентская республика — это форма правления, при которой должность президента является политически самостоятельной, что позволяет главе государства под свою ответственность принимать решения. Особенностью данной разновидности формы правления является, в частности, то, что глава государства и парламент избираются населением, что не дает последнему оснований претендовать на политическое верховенство, при этом решающее слово остается за президентом. Президент, как правило, возглавляет правительство (США, Бразилия, Аргентина, Колумбия, Венесуэла и т.д.). В современной науке конституционного права высказываются различные оценки президентской республики. В частности, американский исследователь X. Линц пришел к выводу, что выбор президентских структур ведет к росту политической нестабильности, противопоставлению законодательных и исполнительных органов, пренебрежению принципом законности.

Парламентарная республика — это форма правления, в которой главную роль в системе органов государственной власти играет парламент. Особенностями данной разновидности формы правления являются те, что парламент считается высшим государственным органом и обладает преимущественным правом представлять интересы народа, президент не является самостоятельным участником политического процесса (избирается парламентом, каждый акт, издаваемый президентом, становится действительным и подлежит исполнению только при условии контрасигнации (Германия, Италия, Венгрия, Чехия и т.д.).

Республика смешанного типа (полупрезидентская, президентско- парламентская) — это форма правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной. Для данной разновидности республиканской формы правления характерно, что президент избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически большими полномочиями. Правительство формируется президентом с участием парламента и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Для республики смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Возможна ситуация, при которой происходит совпадение партийной принадлежности президента и парламентского большинства, что усиливает позиции Президента РФ. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. На практике несколько большую роль играет президент (Франция, Португалия, Польша, Финляндия, Хорватия и т.д.) .

Республика советского типа — это форма правления, которая строится на ином, нежели другие разновидности республик, принципе — принципе единства власти. Особенности данной разновидности республики: существует верховенство и полновластие советов, советы всех ступеней образуют единую систему, сессии советов редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами. Только органы типа «советов» рассматриваются как органы государственной власти в масштабе страны. Например, в КНР народ осуществляет государственную власть через Всекитайское Собрание Народных Представителей и местные Собрания народных представителей различных ступеней. Данная форма правления напоминает парламентарную республику, но никакого баланса властей здесь нет (КНР, КНДР, Вьетнам, Куба).

Теократическая республика — это форма правления, в которой духовной власти придается статус государственной и происходит сосуществование духовной и светской государственной власти в качестве двух взаимосвязанных ветвей. Особенностью данной разновидности республики является то, что существует система духовных органов государственной власти. Конституция Исламской Республики Иран 1979 г. регламентирует организацию и деятельность духовных и светских органов власти. Иерархию духовных органов государственной власти возглавляет Духовный лидер государства (the Leader), наряду с которым действуют Совет экспертов (the Assembly of Experts), Руководящий совет (the Council), Совет нужд нации (the Nation’s Exigency Council). К светским органам государственной власти относятся: Исламская Консультативная Ассамблея (the Islamic Consultative Assembly), Совет защиты Конституции (the Guardian Council), Президент Республики (the President), Совет Министров (the Council of Ministers), Армия (the Army of the Islamic Republic of Iran), Исламский Гвардейский Революционный Корпус (the Islamic Revolution Guards Corps), статус последних закрепляется в специальном разделе, посвященном исполнительной власти, что само по себе уже необычно и не является традиционным для других государств, судебные органы (the judiciary). Особенностью организации власти в Иране является то, что система светских органов власти построена с учетом западноевропейского принципа разделения властей, но до конца не реализованного (система сдержек и противовесов размыта и несовершенна), в механизме осуществления государственной власти налицо определенное верховенство духовных органов над светскими.

Существуют факторы, которые влияют на выбор формы правления: условия возникновения государства; исторические традиции; уровень культуры граждан; национальная психология граждан, уровень социально-экономического развития; национальный и этнический состав страны; религиозность; международное положение и т.д.

Характеризуя элементы формы правления как важнейшего правового института, отметим, что основными принципами организации государственной власти выступают: принцип единства власти и принцип разделения властей. Идеологическое обоснование необходимости единства власти появилось задолго до возникновения теории разделения властей, было связано с культом правителя, зачастую с его обожествлением. Единство власти не предполагает разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную — власть едина. Принцип единства власти был воплощен в такой системе построения органов государственной власти, при которой органы государственной власти и управления формально производим от представительных органов государственной власти, подотчетны. Данный принцип организации государственной власти реализуется, например, в КНР. Принцип разделения властей был обоснован и получил систематическую разработку в трудах Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье. Согласно принципу разделения властей, государственная власть делится на законодательную, исполнительную, судебную. Впервые данный принцип был закреплен, последовательно реализован и дополнен системой сдержек и противовесов в Конституции США 1787 г. Данный принцип разделения властей закреплен в большинстве современных государств.

Принципиальным для характеристики формы правления является взаимодействие органов государственной власти друг с другом и с населением. Фактически организация государственной власти может существенно отличаться от образца, установленного конституцией. Речь идет о государственном режиме, означающем реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти, который подчас может отличаться от конституционной модели, а иногда и противоречить ей. Элементами государственного режима, в частности, являются: природа государственной власти (власть, исходящая от народа; политическое господство определенной социальной группы; власть, исходящая от монарха); организационно-правовое разделение властей и ролевая автономия различных ветвей государственной власти или принцип единства государственной власти (сосредоточение всей полноты власти в руках советов); соревновательность, поиски компромисса и консенсуса в деятельности государственных органов. Называют еще ряд элементов государственного режима: политические свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в политической жизни или, напротив, когда самостоятельная политическая деятельность граждан, по существу, прекращается или становится нелегальной; самоуправление территориальных коллективов или, напротив, полное подчинение их назначенным сверху чиновникам. Последние два элемента в большей степени являются элементами политического, а не государственного режима.

Различным формам правления соответствуют различные виды государственных режимов. Государственный режим «абсолютизм» характерен для абсолютной монархии; «ограниченный дуализм» — для дуалистической монархии; «парламентаризм», или «министериализм», свойствен парламентарной монархии или парламентарной республике; «дуализм» характерен для президентской республики или республики смешанного типа; «партократический» характерен для республики советского типа.

В научной литературе государственный, политический режимы и форма правления нередко рассматриваются как синонимы. Существуют два подхода: политико-правовой (институциональный) и социологический. Сторонники первого подхода (К. Бекстер, Г. Лассуэл и др.) отождествляют политический режим с формой правления или государственным строем. Сторонники второго подхода (М. Дюверже) первостепенное внимание уделяли осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились реально. Политический режим в рамках данного направления имеет несколько определений, но общее в них то, что политический режим не разграничивается с политической системой. В итоге это выражается в том, что, когда говорят о демократическом или тоталитарном режимах, понимают под этим разные типы политического строя или формы правления.

Следует согласиться с теми исследователями, которые не отождествляют государственный и политический режимы и форму правления. Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, а политический режим — как и каким способом осуществляется власть в конкретном государстве и обществе. Политический режим — совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Данный режим включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий, движений, общественных объединений и т.п. По содержанию политический режим шире, чем государственный.

Контрольные задания

  • 1. На основе анализа конституций сравните форму правления в Великобритании и Японии, выделив особенные черты.
  • 2. На основе анализа конституций сравните форму правления в США и Бразилии, выделив особенные черты.
  • 3. На основе анализа конституций сравните форму правления в Италии и ФРГ, выделив особенные черты.
  • 4. На основе анализа конституций сравните форму правления во Франции и Российской Федерации, выделив особенные черты.
  • 5. На основе анализа конституций сравните форму правления в КНР и Вьетнаме, выделив особенные черты.

Нравится
Добавить комментарий


  Поделитесь!  


 
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.
© http://travelel.ru, 2010–2015

  Яндекс.Метрика