Урок окружающего мира в 3 классе
по теме «Географическая карта»
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».
Задачи урока:
- Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
- Формирование начальных умений работы с картой.
- Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
- Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.
Планируемые результаты
- Предметные: уметь объяснять значение термина «географическая карта», характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.
- Метапредметные:
- Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
- Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
- Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста.
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.
- Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями
Форма проведения урока: коллективная, работа в парах
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, разноуровневые карточки.
Ход урока
- Организационный момент
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается: мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно».
Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.
- Актуализация знаний
На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»
Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.
Работа по карточкам (разноуровневые задания) с последующей проверкой Приложение 1
- Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока
На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.
— Найдите и покажите на глобусе названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.
— Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?
(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)
— Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.
— Как же быть? Что нам может помочь?
Попробуйте отгадать загадку:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ездить нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)
— Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?
- Изучение нового материала
Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» — земля, «графио» — пишу). А что такое географическая карта?
Работа с понятиями «географическая карта», «географические объекты» (толковый словарик учебника)
Рассказ учителя о разнообразии карт (с помощью презентации)
— Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.
- Физминутка
К морю Чёрному спустились
Наклонились и умылись.
1,2,3,4
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брас.
Один, другой – это кроль.
Все как один – плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Знакомство и работа с картой полушарий
— Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.
— Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?
Работа с учебником на с. 20 – 21
Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного и Южного полушарий (на доске).
В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.
Работа в парах. Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.
— На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.
— Чем же отличается глобус от карты? (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)
- Закрепление полученных знаний. Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7, задания 8-9
Задание 8. Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?
(Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)
— Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.
Задание 9. Работа с контурной картой полушарий.
— На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.
- Итог урока
— Какие задачи мы ставили в начале урока?
Рефлексия «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)
- Домашнее задание
Подготовить сообщения о разнообразии карт, используя информацию хрестоматии по окружающему миру с. ________ и информацию дополнительных источников.
Приложение 1
Разноуровневые карточки
Карточка № 1 (для слабого ученика)
- Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.
____________________________________________________________
- Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________
_____________________________________________________________
Карточка № 2 (для среднего ученика)
- Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?
____________________________________________________________
- Угадайте материки.
- Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________
- И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________
- А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.
_______________________________________________________
Карточка № 3 (для сильного ученика)
- Линии, указывающие направление север-юг, называют______________
- Самая большая параллель Земли_________________________________
- Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________
- Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________
- Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________
- Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________
Source: nsportal.ru