Культура кабардинцев и балкарцев в системе кавказской цивилизации - Карта для туриста TRAVELEL.RU Карта для туриста TRAVELEL.RU

Каждый турист знает, что без карты путешествовать сложнее. Карты России, карты мира, карты со спутника, карты стран, карты областей России, карты городов мира и России — всё это есть на travelel.ru и всё это вам понадобится, если вы соберетесь в путешествие.

На главную
  Республики РФ  
  Федеральные округа РФ  

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.

19.01.2019

Культура кабардинцев и балкарцев в системе кавказской цивилизации



< >

Ее цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведешь ее — так и пройдет,

Не забывай: она — твое творенье.

Омар Хайям

 

 

 

Рецензенты: Давидович В. Б., заслуженный деятель науки РФ, академик, док­тор философских наук, профессор;

Дзамихов К. Ф., доктор истори­ческих наук, профессор;

Емузова Н. Г., доктор педагоги­ческих наук, профессор.

Работа «Культура адыгов (черкесов) и балкарцев» по­священа роли культуры в жизни народа. В книге рассматри­ваются вопросы традиционной культуры адыгов (черкесов) и балкарцев. Отдельно исследуются проблемы материальной культуры, сущности адыгэ хабзэ (адыгского этикета), нартского эпоса, в целом устного народного творчества, религиоз­ных верований.

В ней также рассматриваются вопросы становления и развития светского образования в крае. Показана роль учеб­ных заведений в подготовке кадров национальной интелли­генции, исследуются вопросы общественно-политической мысли, роль просветителей в развитии культуры народов. Книга может быть использована в качестве учебного посо­бия для учащихся общеобразовательных школ, колледжей, техникумов, студентов высших учебных заведений.

 

Учебное пособие для студентов

высших учебных заведе­ний,

учащихся лицеев, колледжей

и общеобразовательных школ

ISBN 5-881196-585-4 ©

Издательский центр

«ЭльФа», 2003

Содержание

Введение

 

Глава 1. Культура и ее роль в обществе

§ 1. Духовная культура адыгов и балкарцев и ее роль в жизни народа

§ 2. Культура адыгов и балкарцев в системе кавказской циви­лизации

§ 3. Взаимосвязь культуры и среды обитания народа

 

Глава 2. Культура жизнеобеспечения адыгов и балкарцев

§ 1. Поселения и жилища адыгов и балкарцев

§ 2. Одежда адыгов и балкарцев

§ 3. Традиционная пища адыгов и балкарцев

 

Глава 3. Декоративно-прикладное искусство адыгов и балкарцев

§ 1, Кузнечное и оружейное производство

§ 2. Шерстяное производство

§ 3. Художественная обработка дерева и камня. Ювелирное производство

 

Глава 4. Религиозные верования адыгов и балкарцев

§ 1. Языческие верования

§ 2. Христианство

§ 3. Ислам

 

Глава 5. Устное народное творчество адыгов и балкарцев

§ 1. Нартский эпос и его историко-культурное значение

§ 2. Предания, легенды, сказки-важнейшие жанры устного

народного творчества адыгов и балкарцев

§ 3. Институт джэгуакГуэ

 

Глава 6. Семейный быт адыгов и балкарцев

§ 1. Формы семьи, брака. Брачные запреты

§ 2. Брачный выбор. Сватовство

§ 3. Свадебные обряды

§ 4. Внутрисемейные отношения. Влияние женщины

§ 5. Новое в традиционных свадебных обрядах

 

Глава 7. Система воспитания подрастающего поколения у адыгов и балкарцев

§ 1. Средства и методы военно-физического воспитания

§ 2. Умственное воспитание

§ 8. Нравственно-этическое воспитание

§ 4. Эстетическое воспитание

§ 5. Трудовое воспитание

 

Глава 8. Народное образование в конце XIX — начале XX вв.

§ 1. Становление светского образования

§ 2. Нальчикская окружная горская школа и ее преобразова­ние в реальное училище

§ 3. Роль общественных культурно-просветительских органи­

заций в системе образования

 

Глава 9. Адыгэ хабзэ (адыгский этикет) и традиционные

общественные институты

§ 1. Сущность адыгэ хабзэ (адыгского этикета) и его роль в

жизни народа

§ 2. Аталычество и его роль в обществе

§ 3. Институт наездничества — образ жизни адыгских феода­лов

§ 4. Гостеприимство адыгов н балкарцев

§ 5. Куначество и его роль в обществе

§ 6. Абречество

§ 7. Адыгская хаса и балкарское тёре

§ 8. Институт кровной мести

 

Глава 10. Образование и культура в XX — начале XXI в,

§ 1. Образование и наука

§ 2. Интеллигенция и ее роль в обществе

 

Глава 11. Общественно-политическая мысль и просветительские взгляды адыгов и балкарцев в XVIII — начале XX в.

§ 1. Первые отряды адыгской интеллигенции в России

§ 2. Адыгские общественные деятели и просветители XVIII в. и первой половины XIX в.: Александр Бекович-Черкас­ский, Жабаги Казаноко, Хан-Гирей, Измаил-Бей Атажу­кин, Шора Ногмов, Умар Берсей, Султан Казы-Гирей

§ 3. Общественные деятели Кабарды и Балкарии второй по­ловины XIX — начала XX в.: JI. М. Кодзоков, К. Атажу­кин, Адиль-Гирей Кешев, Измаил и Сафар Уруебиевы. Исторические труды М. Абаева, В. Кудашева и публи­цистика Б. Шаханова

 

Культура — одно из самых обширных понятий гуманитарной научной мысли. Мы часто слышим в повседневной жизни такие выражения, как «культура поведения», «культура труда», «культу­ра питания», «культура семейной жизни», «культураобщения», «ду­ховная культура», «материальная культура», «культурное растение» и т. д. На сегодняшний день понятие «культура» имеет более 400 определений. Образование, наука, искусство принадлежат к «вы­сокой» (профессиональной) культуре, но это не вся культура, ибо до ее создания любой народ имел свои традиции и обычаи, т. е. тра­диционную культуру. Человек может, быть грамотным, образован­ным, но безнравственным, бездуховным, т. е. бескультурным. С дру­гой стороны, безграмотный человек может быть высоконравствен­ным, обладать высокой духовностью, внутренней культурой, переданной ему по наследству (в том числе, генетически) его пред­ками, которые всегда жили по строгим законам традиций и обы­чаев, т. е. традиционной культуры своего этноса.

Таким образом, культура в самом широком смысле слова — это традиционная культура, наука, образование, искусство, литера­тура, язык народа.

Перефразируя слова И. Канта, можно сказать, что культура — это «созидание» интеллекта человека через свободу его творчества, культура — это «взрыв» интеллекта человека. Каждое малое и ве­ликое его открытие всегда было настоящим «взрывом» человечес­кого разума. «Догадка» наших древнейших предков о том, что це­ленаправленной деятельностью можно «окультурить» различные виды растений и животных — это и есть «взрыв» интеллекта. И каждое дальнейшее открытие человека в познании окружающего мира и самого себя складывалось в последовательность не менее значимых «взрывов» его разума, а эти «взрывы» невозможны без творчества, т. е. культуры.

Именно через свободу творчества пролегает путь человече­ской истории — от первых шагов в приручении животных и окуль­туривании растений, от начала использования силы огня до откры­тия атомной энергии и современной генетики. Человек не только расширял горизонты своих представлений об окружающей его при­роде, но столь же неуклонно обогащал свои знания о самом себе как неотъемлемой части этой природы.

Во все времена большие и малые войны между народами все­гда заканчивались за столом мирных переговоров, давая начало культурному диалогу. Говоря иначе, любые контакты различных племен и народов сопровождались взаимовлиянием их матери­альной и духовной культур. Культура всегда выступала и выступа­ет «послом» мира, не разъединяет, а сближает различные народы, культурный же диалог только обогащает принимающих в нем уча­стие. Культурное пространство не знает преград и границ. Глав­ное — толерантно, т. е. терпимо относиться к культуре каждого на­рода, брать из нее то, что сближает народы, превозносит человека — самое драгоценное творение природы, создателя и носителя куль­туры, Культура любого народа — это его собственное имя, его ду­шевное состояние, образ жизни и образ мышления. Благодаря соб­ственной культуре, особенно культуре традиционной, народы столь различны, а ценность рода человеческого заключается еще и в том, что ни один народ не похож на другой, хотя многое нас и объединя­ет. У каждого народа свое мировосприятие, свои представления о чести и достоинстве человека. Каждый народ по-своему радуется жизни и переносит ее тяготы, обустраивает свой быт в строгом соответствии с природно-климатическими условиями расселения.

Мир культуры человечества похож на разноцветье горных трав. В атом его ценность и привлекательность. И глубочайшим за­блуждением, если не преступлением, явилось стремление больше­вистского государства создать единую, «одноцветную* культуру народов бывшего Советского Союза. Не только разные народы, но даже двух разных людей нельзя научить, тем более — заставить одинаково воспринимать мир, одинаково радоваться жизни, одина­ково мыслить, одеваться и т. п. Попытка обезличить целые народы была величайшей авантюрой, противоестественным явлением, на­рушением логики человеческой эволюции.

Культура любого народа вечна. Она останется человечеству, даже если исчезнет с лица земли ее создатель. В истории таких примеров предостаточно: давно уже нет ни шумеров, ни инков, ни хаттов, как и многих других народов, но человечество с благодарно­стью сохранило многие их творения как духовной, так и матери­альной культуры.

В условиях современной «глобализации* необходима научно обоснованная культурная политика для так называемых малых народов, которые подошли к реальной опасности «растворения* их культуры в культуре численно превосходящих народов. Они долж­ны иметь свою «духовную нишу* в культурном пространстве не только одного государства, но и во всемирном культурном про­странстве. Это возможно при условии постоянной государственной поддержки культуры малых народов, к которым принято относить адыгов (черкесов) и балкарцев.

Адыги (кабардинцы, абадзехи, бжедуги, натухаезцы, убыхи, те­миргоевцы, махоши, бесленеевцы, шапсуги и др.) известны во всем мире как «черкесы*, самоназвание же их — «адыгэ*. Места их ком­пактного проживания в Российской Федерации: Республика Ады­гея, Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика. Кабардинцев в РФ околе 500 тыс., адыгейцев — около 160 тыс. и черкесов — 60 тыс. человек; численность адыгов (черке­сов), проживающих в зарубежных странах, — от 3 до 5 млн человек; балкарцев в РФ — более 70 тыс.

В системе кавказской цивилизации значительное и достой­ное место занимает культура этих народов, оказавших большое вли­яние на культуру региона в целом (как и стран проживания диас­пор). К примеру, всему миру известен адыгский этикет (свод не­писаных законов адыгов) ~ один из замечательных памятников духовной культуры адыгского этноса. Национальная форма одеж­ды адыгов перенята почти всеми народами Кавказа, а также дон­скими, кубанскими и терскими казаками. Знаменитая порода ка­бардинской лошади является не только олицетворением красоты

и выносливости, она пользуется огромной популярностью среди знатоков и любителей конного спорта; многие отдают ей предпоч­тение из-за ее неприхотливости и практичности в хозяйстве. Мо­нументальный нартский эпос является заметной составной частью мировой культуры.

Материальная и духовная культура любого народа соответ­ствует тем природно-климатическим условиям, в которых он про­живает. Соблюдая строгие законы, сохраняя традиции и обычаи предков, выстояв в неисчислимых невзгодах, адыги (черкесы) и бал­карцы составляют гармонию со средой их проживания. Благодаря традиционной культуре они сохранили свой национальный облик; при братской помощи других народов, за считанные десятилетия они создали свою «высокую* (профессиональную) культуру, — имена многих представителей национальной интеллигенции известны далеко за пределами нашей страны и получили мировое при­знание.

Сущности культуры, ее роли в обществе, материальной и ду­ховной культуре адыгов (черкесов) и балкарцев посвящена данная книга. В ней рассматриваются проблемы кавказской цивилизации, место в ней культуры адыгов (черкесов) и балкарцев, взаимосвязь среды обитания народов с их культурой. Отдельно рассматривает­ся феномен «адыгэ хабзэ» (адыгского этикета) и его роль в жизни народа. Также рассматриваются традиционные общественные ин­ституты адыгов (черкесов) и балкарцев и их функции, религиоз­ные верования этих народов в различные исторические эпохи.

Во второй части книги исследуются проблемы становления и развития «высокой профессиональной* культуры, общественно- политической мысли и просветительского движения адыгов (чер­кесов) и балкарцев, роль национальной интеллигенции. Автор не обошел стороной и некоторые недостатки, которые, на его взгляд, имеют место в развитии образования и науки в республиках ком­пактного проживания адыгов (черкесов) и балкарцев.

Прочитав эту книгу, многие читатели проникнутся особым мироощущением, духовностью этих народов.

Автор выражает благодарность следующим руководителям трудовых коллективов, которые оказали спонсорскую помощь в издании данного учебного пособия:

Артур Султанович Абазов (сел. Дугулубгъуей), Руслан Ка- тутович Соблиров (г. Нальчик), Станислав Кушбиевич Нартоков {г. Нальчик), Владимир Султанович Жамборов (г. Нальчик), Алий Абдулахович Соттаев (г. Нальчик), Азрет Анатольевич Маргушев (г. Баксан), Мухамед Владимирович Эздеков (г. Нальчик), Ху- сен Мусабиезич Дикинов (г. Нальчик), Мухамед Барович Шаов (г. Нальчик).

Глава I






Source: infopedia.su

 
Нравится
Добавить комментарий


  Поделитесь!  


 
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.
© http://travelel.ru, 2010–2015

  Яндекс.Метрика