Охарактеризуйте природные условия аравийского полуострова как климат - Карта для туриста TRAVELEL.RU Карта для туриста TRAVELEL.RU

Каждый турист знает, что без карты путешествовать сложнее. Карты России, карты мира, карты со спутника, карты стран, карты областей России, карты городов мира и России — всё это есть на travelel.ru и всё это вам понадобится, если вы соберетесь в путешествие.

На главную
  Республики РФ  
  Федеральные округа РФ  

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.

31.01.2019

Охарактеризуйте природные условия аравийского полуострова как климат



< >

1. Охарактеризуйте природные условия Аравийского полуострова. Как климат влиял на хозяйственную деятельность арабских племен? Почему межплеменные войны были частым явлением среди арабов?

Основная часть Аравийского полуострова представляет из себя пустыню. В отдельных оазисах возможно земледелие и садоводство. Благодаря воде и плодовым деревьям оазисы кажутся кусочками рая по сравнению с окружающими безводными землями. Но на большей части полуострова возможно только кочевое разведение животных, в основном верблюдов. При этом через Аравийский полуостров в I т. н.э. проходили важные торговые пути из Африки в Азию, потому многие местные кочевые племена занимались торговлей, грабежом торговых караванов или их охраной (чаще всего всем одновременно). На пересечении торговых путей возникали относительно крупные города.

При скудности природных ресурсов важным источником дохода являлись грабежи соседних племён: скот у соседей увести проще, чем сельскохозяйственные продукты, потому среди кочевых скотоводов межплеменных грабежей всегда больше. Кроме того, большую ценность в качестве военной добычи имели ценности, привезённые торговцами из-за пределов полуострова.

2. Расскажите о возникновении ислама. В чем его отличие от других мировых религий? Какую роль сыграл ислам в складывании Арабского государства?

Ислам возник из проповедей пророка Мухаммада, которому это учение было открыто свыше через ведения. Мухаммад долго проповедовал в родной Мекке, но лишь немногие прислушивались к нему. Настоящий успех он получил после переселения его вместе со сторонниками в 622 г. в город Ясриб (позже в честь роли этого города в возникновении ислама его переименовали в Медину). Это переселение в исламе называется хиджрой и считается важнейшей датой – исходной точкой летоисчисления. В Ясрибе Мухаммад стал правителем города и через 10 лет распространил ислам военным путём по всему Аравийскому полуострову, включая Мекку.

Ислам относиться к числу религий спасения, его учение основано на догматическом тексте – Коране. Часть мусульман (сунниты) почитают также сунны (дополнения к Корану), в то время как шииты их отрицают. Ислам сложился на территории, на которой, видимо, уже имели некоторое распространение иудаизм и какие-то из христианских сект, ислам вобрал в себя многие их черты. Например, ислам почитает одинаковых с христианами пророков, Иисус там также считается пророком, которого неправильно поняли последователи. Кроме того, ислам включает и некоторые, скорее всего, доисламские традиции Аравийского полуострова (поклонение в святилище Кааба в Мекке) и всех семитов (обрезание для мужчин и запрет на употребление свинины). Несмотря на все сходства с другими монотеистическими религиями у ислама есть существенные отличия от них:

— строгий монотеизм (даже христианскую троицу мусульмане считают многобожием);

— более строгая, чем у других монотеистов регламентация культа (включая пятикратные ежедневные молитвы с лицом обращённым строго на Мекку, регулярные порой весьма жёсткие посты и другие нормы);

— обязательность паломничества (каждому мусульманину предписано хотя бы раз в жизни совершить так называемый хадж в Мекку);

— достаточно строгие патриархальные порядки:

— строгая регламентация повседневной жизни в соответствии с нормами шариата;

— классический ислам является воинствующей религией, которая делит весь мир на два дома: ислама и войны:

— ислам изначально весьма лояльно относился к другим монотеистическим религиям (перелом произошёл в эпоху крестовых походов).

В создании Арабского государства ислам сыграл решающую роль, так как именно Мухаммад с опорой на Ясриб завоевал остальные арабские племена, а последователи пророка распространили завоевания за пределы полуострова.

3. Объясните, почему арабам сравнительно легко удалось покорить огромные территории и подчинить народы, стоявшие на более высоком уровне общественного развития. Сформулируйте особенности государственного устройства Арабского халифата.

Мусульманам сравнительно быстро удалось покорить огромные территории потому, что эти земли были уже объединены в большие государства, оставалось только разбить войска их центральных правительств вместо того, чтобы покорять каждый город в отдельности. Относительно лёгкую победу над Византией и Ираном сами мусульмане объясняют помощью Аллаха. Действительно, момент для начала завоевания оказался очень удачным: незадолго за него закончилась тяжелейшая в истории война между этими двумя государствами, которая ослабила оба, причём в большей степени это касалось проигравшего Ирана, который пал первой жертвой арабов. В борьбе с Византией помогла разобщённость вражеского общества. Правители Константинополя устраивали гонения на последователей неканонических христианских учений, которые порой составляли большинство населения пограничных провинций; в то время как мусульмане терпимо относились ко всем христианам. Потому недавние византийцы массово переходили на службу к новым правителям. В частности, благодаря этому арабам (жителям пустыни), удалось в кратчайшие сроки организовать мощный военно морской флот, который сразу стал одерживать победы.

К особенностям государственного устройства созданного арабами халифата можно отнести следующие:

— в халифате сложился синтез арабских и местных традиций управления, многие арабские чиновники были выходцами из местного населения;

— вся государственная жизнь была подчинена религиозным требованиям, ведь халиф был главой и государства, и всего ислама;

— в халифате не сложилось слоя феодальных рыцарей: знать получала земельные наделы за службу, но не в полную наследственную собственность;

— мусульманские правители не притесняли христиан и иудеев, только облагали их дополнительным налогом – лояльное отношение помогало сохранять спокойствие в обществе, а дополнительный налог косвенно стимулировал распространение ислама:

— остальные верования оказались под запретом, потому, к примеру, в Иране, где господствовал зороастризм, началась тотальная исламизация.

4. Какую политику проводили арабские завоеватели в отношении покоренных народов?

В целом наблюдался синтез между культурой арабов и покорённых ими народов, тем более, что у завоевателей не было опыта в управлении столь обширными территориями, мореплавании и многом другом. В религиозном плане проводилась медленная ненасильственная, даже полностью неосознанная исламизация христиан и иудеев (которая проявлялась только в виде дополнительного налога) и тотальная обращение в ислам сторонников других культов, признанных языческими, включая зороастризм.

5. Подготовьте сообщение о возникновении различных направлений в исламе, используя справочные издания и материалы Интернета.

Основной критерий, ставший толчком к расколу исламской религии, изначально лежал в вопросе о характере и природе верховной власти в мусульманском государстве. Часть мусульман сформулировала концепцию, согласно которой власть передаётся решением общины (уммы) самому уважаемому мусульманину из племени курайшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммад. Другая часть мусульман признала семью и прямых потомков пророка (ахль аль-бейт) его единственными законными наследниками и духовными преемниками.

Незадолго до своей смерти Мухаммад объявил своим наследником на посту лидера всех мусульман своего двоюродного брата и зятя Али. Однако после смерти пророка халифом старейшины избрали Абу Бакра (который был одним из тестей Мухаммада), потом Умара ибн аль-Хаттаба, а после него Усман ибн Аффан.

В июне 656 года недовольные политикой Усмана мусульмане осадили его дом, а сорок дней спустя ворвались внутрь и убили халифа. Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом был избран Али. Однако, наместник Сирии и троюродный брат Усмана, Муавия из семейства Омейядов, отказался присягать новому халифу, как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Кроме него, против Али выступили также ближайшие сподвижники пророка, шурин Тальха ибн Убайдулла и двоюродный брат аз-Зубайр, а также супруга пророка Аиша. Результатом стала серия гражданских войн в результате которых Али погиб, на престоле халифа утвердился Муавия, основавших династию Омейядов.

Из сторонников Омейядов образовались сунниты. Они признали законность свершившегося и читли составленные дополнения к Корану – сунны. Но суннитам не удалось полностью уничтожить сторонников убитого Али, которые образовали шиитскую ветвь ислама. Шииты не признали сунны. Они считают Али единственным законным халифом, всех его предшественников после Мухаммада и последователей на престоле – узурпаторами. Потому главное для них религиозное событие в году – день смерти Али, день скорби по истинному халифу, которого не удалось уберечь. Шииты верят в существование скрытого халифа и ожидают его пришествия, выявления для людей.

Также в ходе гражданских войн выделились хариджиты, которые признают законными только первых двух халифов. Однако хариджиты сегодня являются практически исчезнувшей ветвью ислама, потому на них не стоит останавливаться подробно.

В середине VIII в. Омейяды были свергнуты, последний их представитель утвердил свою власть на Иберейском полуострове, образовав там Кордовских халифат. Победа новой династии Аббасидов (возводившей себя к дяде пророка Мухаммада) изначально выглядела как победа шиитов. Но вскоре Аббасиды разошлись с основным шиитским течением, их сторонники приняли суннизм, что, конечно, не отменило противоречий с Кордовским халифатом, где правила последняя уцелевшая ветвь Омейядов. С этих пор противостояние суннизма и шиизма продолжается до наших дней, мусульманские страны, а нередко и общество одной страны разделено на сторонников этих двух учений, что вызывает множество конфликтов.

На протяжении веков шиизм не оставался единым, внутри него выделялись отдельные секты, некоторые – крайне радикальные. В начале X века на территории Ифрикии (современный Тунис) вспыхнуло восстание исмаилитов. Эта секта решила, что скрытый халиф уже пришёл. Им объявили некого Убейдаллаха и начали активные боевые действия против всех остальных мусульман. В 930 году наиболее радикальное течение исмаилизма, давно уже не дававшее проезда паломникам в Мекку, решило окончательно уничтожить хадж; внезапно напав на Мекку, оно произвело страшную резню и похитило Чёрный камень. Только в 951 году святыня была возвращена мусульманам за огромный выкуп.

Разделение ислама происходило и по другим причинам. В частности мутазилиты изначально выделились из общей среды мусульман на основе чисто теологических споров о свободе воле верующего. Кроме того они обратили внимание на роль Корана в исламе. В каноническом исламе считается, что Коран не был создан, что существовал у Аллаха извечно, что мутазилиты посчитали поклонением Корану наравне с Аллахом, то есть многобожием. Как видно, изначально это течение интересовали число теологические вопросы. Но в Арабском халифате вопросы веры и государственной политики были тесно переплетены. Приход к власти представителей мутазилитов привёл к допросам населения, людей под угрозой пыток или даже смерти заставляли признать, что Коран не существовал изначально, но был создан Аллахом, как всё остальное в мире.

Некоторые мусульманские секты изначально не стремились к власти и пытались сформировать большой круг сторонников. Большинство из них объединены в понятие суфиев, хотя на самом деле это не единое течение. В основном суфии ратуют за различные формы аскетизма и многочисленные мистические и полумистические практики.

6. Укажите причины кризиса Арабского халифата. Какую роль в обострении противоречий играли религиозные разногласия?

Причины кризиса:

— оставшиеся с древности, предопределённые самими природными условиями различия в хозяйственном укладе различных территорий халифата;

— наличие между некоторыми территориями халифата естественных природных барьеров;

— сепаратизм местной знати, получавшей всё большие полномочия от центральных властей;

— всё более широкое использование в армии халифата наёмников, которым выгоднее было поддержать непосредственно платившую им местную знать;

— определённую, но несравнимо меньшую по сравнению с сепаратизмом знати роль играли восстания беднейших слоёв населения;

— наличие острых противоречий между различными течениями ислама.

Религиозные разногласия порой также играли видную роль в распаде халифата. Как, к примеру, в случае с образованием исмаилитами Фатимидского халифата на территории Египта и во многих другихситуацих. Однако без сепаратизма местной знати они не смогли бы привести к таким масштабным последствиям.

7. Перечислите достижения халифата. В каких областях знаний преуспели арабские ученые? Как вы думаете, в чем состояли причины столь высокого уровня научных знаний арабов?

В арабском мире, в отличии от христианского, не было разрыва между античной и средневековой научными традициями. Наоборот, арабские учёные полностью основывались на переводах греческих и римских авторов. Из-за этого им, в отличии от европейцев, ничего не пришлось открывать заново. Благодаря такой преемственности арабам удалось добиться больших успехов в математике, астрономии, алхимии (соответственно, химии), архитектуре и т. д.



Source: resheba.me

 
Нравится
Добавить комментарий


  Поделитесь!  


 
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.
© http://travelel.ru, 2010–2015

  Яндекс.Метрика