Окружающий мир 4 класс разнообразие почв - Карта для туриста TRAVELEL.RU Карта для туриста TRAVELEL.RU

Каждый турист знает, что без карты путешествовать сложнее. Карты России, карты мира, карты со спутника, карты стран, карты областей России, карты городов мира и России — всё это есть на travelel.ru и всё это вам понадобится, если вы соберетесь в путешествие.

На главную
  Республики РФ  
  Федеральные округа РФ  

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.

30.08.2018

Окружающий мир 4 класс разнообразие почв



< >

Тема: «Разнообразие почв».
Урок по окружающему миру в 4 классе.

Сагитова Н.Н. учитель начальных классов

МОБУ СОШ д.Сахаево Кармаскалинского р-на РБ

Цели и задачи:

1. Познакомить обучающихся с разнообразными типами почв, повторить их свойства;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки;

3. Учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы;

4. Воспитывать умение работать в группе;

5. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.

6. Воспитывать бережное отношение к почве.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов); презентации, электронная карта «Почвы России», C.И. Ожегов «Толковый словарь», лабораторная посуда у учащихся и учителя (стакан с водой, палочка, салфетка, образец почвы), образцы 2-х типов почв, наборы карточек-заданий.

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая……….Земля.

Слайд1

  1. Сообщение темы и целей урока

-Кто догадался, над какой темой будем работать на уроке?

Слайд 2

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования. Сегодня мы с вами – исследователи, которые будут изучать (что?) почвы. Мы сегодня вспомним все , что знаем о почве и узнаем много нового

Слайд 3

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Какие свойства имеет почва?

Какие бывают почвы?

Какие почвы в нашей республике?

Что может разрушить почву?

Как защитить почву?

Чтобы начать исследование, давайте составим план (на доске)

План работы
1. Состав почвы.
2. Свойства почвы.
3. Виды почв.
4. Значение почв.
5. Охрана почв.

3. Лабораторно-практическая работа.

— Так, что же такое почва? Давайте внимательно рассмотрите верхний слой.

Слайд 4

— Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой)

— Теперь давайте вспомним, что входит в состав почвы и какими свойствами она обладает.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе.

2. Проведение опытов (групповая работа по инструкционным картам). Заполнение таблицы учащимися.

Состав

Свойства

Слайды5-11

Опыт № 1(группа 1).

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Размешай палочкой.

4. Дай отстояться.

5. Наблюдай за осадком.

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть

____________________________.

Опыт № 2(группа 2).

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

1.Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Наблюдай, что происходит.

4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.

Опыт № 3(группа 3).

Цель: определение наличия в почве воды.

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.

Опыт № 4(группа 4)

Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.

1. Возьми стакан с водой.

2. Добавь туда почвы.

3. Размешай стеклянной палочкой.

4. Подожди немного и посмотри на поверхность воды.

5. Что ты наблюдаешь?

6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, остатки живых организмов.

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.

(В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки — это перегной или гумус)

Опыт № 5(группа 5)

Цель: Определение свойств почвы: проводимость воды.

1. Возьмем горшок с почвой.

2. Наьем е туда немного воды.

3. Держим горшок над пустым стаканом.

4. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.

Слайд 12

Слайд 13

— Рассмотрите еще раз рисунок . — Что увидели на почве? (траву)

— Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородие)

Слайд 14

— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?(словарь Ожегова)

— Отчего зависит плодородие почв?(Это зависит от количества перегноя)

Слайд 15— свойства почвы

ФИЗМИНУТКА

4. Виды почв.

Как вы думаете, все ли почвы одинаковы?

— А что влияет на почву?

Разнообразие почвы зависит от многих причин: от содержания в почве песка или глины, от количества в ней перегноя, от воды, от температуры воздуха

Слайд 16

Разнообразна природа Земли , разнообразны и почвы

Слайд 17 рассказ о видах почв и слайд 18

Обратимся к учебнику с. 50-51 и прочитаем о видах почв

А какая же почва у нас в республике?

Слайды 19-24

5. Охрана почвы

Почва – важнейшее природное богатсво, которое необходимо беречь

Ученые провели исследование и установили, что 1 см почвы образуется за 300 лет. Но для нормального развития растений нужен слой толщиной 20 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя почвы? (6 000 лет)

Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Слайд 25

Ученые выяснили, что слой почвы толщиной 18 см вода может смыть:

в лесу – за 500 000 лет;

на лугу – за 3 225 лет;

где нет растений – за 15 лет.

Наша добрая кормилица нуждается в защите.

— А что может разрушить почву?

Слайд 26

Что же делают люди, чтобы почва сохранилась, чтобы была плодородной и давала большие урожаи?

-Ответ поищем на с.51-52 (Последний абзац и дальше..)

А сейчас мы ответим на некоторые вопросы… Слайд 27

6. Итог урока

Завершая исследования сегодня на уроке, я попрошу вас заполнить карточки юных исследователей

Почва – это _______________________________________________________

Одинаковы или разнообразны почвы? ________________________________

О каких типах почв ты сегодня узнал(а)? ______________________________

Как ты считаешь, отчего зависит такое разнообразие почв?_______________

Что тебе больше всего понравилось на уроке? _________________________

Оцените свою работу на уроке Слайд 28

7. Домашнее задание

Читать с 50-52, Р.Т. с. 21



Source: infourok.ru

 
Нравится
Добавить комментарий


  Поделитесь!  


 
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.
© http://travelel.ru, 2010–2015

  Яндекс.Метрика