Основные черты воспроизводства структуры и размещения населения - Карта для туриста TRAVELEL.RU Карта для туриста TRAVELEL.RU

Каждый турист знает, что без карты путешествовать сложнее. Карты России, карты мира, карты со спутника, карты стран, карты областей России, карты городов мира и России — всё это есть на travelel.ru и всё это вам понадобится, если вы соберетесь в путешествие.

На главную
  Республики РФ  
  Федеральные округа РФ  

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.

22.01.2019

Основные черты воспроизводства структуры и размещения населения



< >

Фотографии, сделанные со спутников, показали и очень высокий «вклад» ФРГ в загрязнение прилегающих морей – Северного и Балтийского. Особенно большой «вклад» в загрязнение Рейна вносит химическая промышленность, «всплески» загрязнения чётче всего просматриваются ниже крупных центров химии и больших городов.

7. Полезные ископаемые

ФРГ располагает немногими видами топлива и сырья. Месторождения рудных полезных ископаемых приурочены к средневысотным горам, а нефти и природного газа – к Северо-Германской низменности. Среди стран Западной Европы Германия выделяется запасами (первое место) каменного и бурого угля. Основные месторождения каменного угля находятся в Рурском, Саарском и Ахенском бассейнах. Более 2/3 углей – высококачественные коксующиеся. Из достоверных запасов бурого угля (80 млрд. т) большая часть находится в Восточной Германии (Лаузицкий и Среднегерманский бассейны), а в Западной Германии выделяется бассейн к западу от Кельна (Нижнерейнский). Бурый уголь добывается открытым способом. Месторождения природного газа (340 млрд. м3) сосредоточены на севере страны. Запасы железной руды имеются, но качество ее низкое. На Северо-Германской низменности находятся значительные залежи каменной соли. Есть запасы солей калия и магния. Велики ресурсы сырья для производства строительных материалов и стекольной промышленности.

По другим важнейшим видам сырья и топлива ФРГ далеко не обеспечивает своих потребностей. Железная руда Зальцгиттера отличается невысоким качеством и не выдерживает конкуренции импортной. Были закрыты и старинные рудники Зигерланда, где сотни лет добывалась «природно – легированная» руда с примесью марганца и никеля. ФРГ не богато также лигирующими и цветными металлами. Относительно лучше положение со свинцово – цинковой рудой. Наконец, страна не обеспечена современными важнейшими видами топлива. Добыча нефти в районе Северной низменности составляет 5-6 миллионов тонн, что не удовлетворяет и 5 % потребностей, к тому же продуктивность скважин очень невелика. Общее их число превышает 2900, то есть лишь на 3/10 меньше, чем на ближнем и Среднем Востоке, но себестоимость очень высока. Недавно открытые месторождения природного газа на севере, в Эмсланде. И другие дают лишь небольшую часть природного газа, остальное импортируется. Ввозится также и атомное сырьё.

7. Основные черты воспроизводства, структуры и размещения населения.

С начала 70-х годов в Германии смертность превышает рождаемость.

После объединения двух германских государств население страны увеличилось и составило в 1998 году 82,4 млн. человек.

Для населения ФРГ характерна исключительная однородность его национального состава: почти 99 % постоянных жителей страны – немцы. Национальные меньшинства составляют всего 0,2 % населения страны. Это более 30 тыс. датчан, около 40 тыс. цыган, мигрирующих по всей стране, и 80 тыс. голландцев. Перед войной в Германии, преимущественно в городах, жило около 560 тыс. евреев. После установления фашистского режима они эмигрировали или были истреблены в концлагерях. Реэмиграция была небольшой. Само название всего немецкого народа – Teutsch, Deutsch – произошло от названия племени тевтонов, живших когда-то на севере страны. По племени же алеманов, обитавших в глубокой древности на юге её, многие романские народы называют немцев Allemands.

В начале 16 в. августинский монах Мартин Лютер перевёл на немецкий язык Библию и ввёл богослужение на немецком языке. За основу Лютер взял наиболее распространенный в стране диалект, сложившийся в Саксонии. С этого времени существует единый литературный немецкий язык. Он относится к западногерманской группе индоевропейских языков. Однако из-за длительной феодальной раздробленности литературный язык не стал единственным разговорным языком немцев. Есть три группы диалектов: верхненемецкая, средненемецкая и нижненемецкая. Сильнее всего отличается от литературного нижненемецкий, так называемый платдейч. Близкий голландскому и фламандскому языкам. Со времён реформации (16 в.), сложилось деление германских земель на католические (юг и запад) и протестантские (север и частично юго–запад). В целом протестанты (лютеране) преобладают: к ним относится почти половина всего населения ФРГ, католики же составляют 45 %. При этом картина в различных районах очень контрастна: во многих северных районах доля протестантов превышает 80 %, а на востоке Баварии ещё резче доминируют католики, которые составляют там до 90 % верующего населения. Характерно преобладание католиков в сельской местности, в мелких общинах, тогда как в крупных городах преобладают протестанты.

До начала 60-х годов в стране не ощущалось нехватки трудовых ресурсов. Сначала их пополняли поток переселенцев. Однако в середине 60-х даже при замедлении темпов экономического роста стало заметно не хватать рабочих рук. В этот период начинается вербовка иностранных рабочих.

Научно-техническая революция вызвало существенное перераспределение по отраслям хозяйства. В промышленности и строительстве работало половина всех занятых. Доля же их в сельском хозяйстве заметно снизилась. Значительно увеличилось число, работающих в сфере обслуживания, в том числе заметна, выросло число государственных служащих. Рост промышленности и стремительное разрастание сферы обслуживания способствуют всё большей урбанизации. Около 90 % населения живёт в городах, причём свыше 30 % — в крупных городах и агломерациях. Но уже начался процесс субурбанизации, рост пригородов «расползающихся» крупных городов и агломераций. Проблемы городов стали весьма острыми. Агломерации страны отличаются крайней транспортной перегруженностью, шумом и загрязнением окружающей среды – задымленностью, трудностями со снабжением населения чистой питьевой водой, горами отходов и автомобильными кладбищами. К транспортным и экологическим проблемам добавляются и социальные: многие районы в ядрах агломераций превращаются в гетто для бедных слоёв населения. Крупнейшие города – Гамбург, Франкфурт, Штутгарт заняли в стране первые места по масштабам преступности.

8. Общая характеристика хозяйства данной страны

Важнейшими особенностями исторического развития Германии, оказавшим сильнейшее воздействие на ее политико-территориальную структуру, относятся длительное сохранение политической и экономической раздробленности, участие в подготовке и ведении крупномасштабных войн за предел мира, закончившихся ее поражениями, недавнее сорокалетнее развитие в условиях раскола страны на два государства с принципиально различными социально-экономическими системами и разной политической ориентацией. Децентрализация системы расселения и территориально-хозяйственной структуры современной Германии во многом объясняется формированием основы железнодорожной сети в XIX в. в условиях существования на ее территории двух с половиной десятков государств. В итоге возникло много крупных железнодорожных узлов, а столичный берлинский стал, по меткому выражению И. А. Витвера, лишь «первым среди равных».

Подготовка к войнам и их ведение в условиях существования дефицитности многих видов ресурсов, проблема обеспечения живучести военной экономики потребовали разработки и внедрения новых производственных процессов с использованием собственного сырья и привели, в частности, к строительству на их основе многочисленных заводов азотной химии по производству взрывчатых веществ, синтетического каучука и горючего в районах добычи каменного и бурого угля, к развитию на основе карбида кальция (производимого из угля и известняка) мощной ацетиленовой химии и на ее основе массового производства синтетических смол и пластмасс. На основе Зальцгиттерского месторождения железных руд перед Второй мировой войной была создана новая металлургическая база. Децентрализация по стратегическим соображениям военного производства и его базовых отраслей, размещение предприятий в укрытых от наблюдения горно-лесистых местностях стимулировала сдвиг в размещении промышленности к югу.

В едином германском государстве, существовавшем с 1871 по 1945 г., хозяйственное развитие осуществлялось в основном на рыночных основах с использованием выгод внутригосударственного территориального разделения труда. Создание в 1949 г. на территории Германии двух государств имело далеко идущие последствия, как для отраслевой, так и для территориальной структуры хозяйства. В каждом из германских государств были приняты меры по доукомплектованию хозяйственных структур недостающими звеньями. В итоге вместо взаимодополняемых возникли в основном сходные отраслевые структуры, что в новых условиях, порожденных воссоединением ГДР и ФРГ, стало фактором, существенно усложняющим проблему взаимной адаптации отраслевых и хозяйственных территориальных структур восточных и западных земель Германии, восстановления в ней прежнего и формирования нового территориального разделения труда.

9. Основные черты развития и размещения промышленных отраслей

Федеративная Республика Германия – страна современной высокоразвитой индустрии. На фабриках и заводах работает её каждый второй житель, занятый в хозяйстве. Промышленность даёт более половины валового национального продукта, от неё зависит экономическое положение страны. Заводы и фабрики есть в ФРГ повсюду. Ото и крупные индустриальные скопления, такие, как задымленный Рур или гигантские верфи и нефтеперерабатывающие заводы Гамбурга, и новые предприятия электроники и химии в сельской местности, или, как говорят в ФРГ, «на зелёном лугу».

Символами новой промышленности Германии становятся серебряные корпуса атомных электростанций, лёгкие конструкции заводов электроники, лабиринты трубопроводов на почти безлюдных предприятиях нефтепереработки или нефтехимии. В настоящее время основным фактором развития и «преобразователем» стала научно – техническая революция. Она проявляется во всём: в ломке промышленной структуры, в индустриализации сельского хозяйства, в резком увеличении затрат на науку и образование, в росте престижа и притягательности центров научно – технического прогресса. Но процесс этот сложный. Научно – техническая революция началась в ФРГ на 10-15 лет позже, чем в США. Поздний старт заставлял монополии Западной Германии перестраиваться более быстро и позволял использовать опыт других стран.

До середины 60-х годов развитие индустрии можно было назвать «наукоэкономящим», затраты на науку и образование были небольшие, набор экспортной продукции оставался более или менее традиционным: станки, электрооборудование, автомашины. С середины 60-х развитие индустрии стало более интенсивным, происходят быстрые перемены в структуре промышленности и экспорта.

Однако не все области индустрии находились «на волне»; энергично развивались новые и новейшие, многие же старые переживали кризис и свёртывались. В западной Германии 50-х годов ещё доминировал угольно – металлургический комплекс и тяжёлое машиностроение. Но за 1950-1970 гг. во много раз выросла нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, электротехника. Были созданы совершенно новые отрасли – электроника, авиаракетная, атомная техника и атомная энергетика. Доля новых и новейших отраслей выросла почти вдвое. Лицо германской индустрии определяет теперь нефтепереработка, электротехника и автомобилестроение.

От этих отраслей зависит ныне положение ФРГ на внешних рынках. На экспорт идёт более 40 % автомобилей, 30 % химикатов, более 20 % изделий электроники и электротехники. По вывозу автомобилей и многих других изделий ФРГ занимает первое место в мире.

Научно – техническая революция усилила концентрацию производства: выживали в конкурентной борьбе лишь сильнейшие монополии. Каждый четвёртый рабочий и служащий занят на предприятии, принадлежащем какой – либо из 25 ведущих монополий ФРГ. Четыре концерна – Тиссена, Гёша, Круппа и «Зальцгиттер АГ» — контролируют ныне 9/10 оборота чёрной металлургии. «Большая четвёрка в автомобилестроении («Фольксваген», «Даймлер – Бенц», «Опель», «Форд», «БМВ») (рис.8стр. стр.21) даёт около 9/10 автомашин. И так во всём: 15 концернов универмагов контролируют 1/3 всего оборота торговли.

Семь монополий пищевой промышленности оставили своим конкурентам на рынке «мини – часть», равную 7 %

Научно – техническая революция изменила многое в снабжении ФРГ сырьём, а значит, в размещении промышленности. Импортные нефть и газ потеснили местный уголь; вместо местной руды из рудников Зигерланда или «соседней» руды французской Латаринлгии начался массовый импорт более качественной заморской руды из Либерии и Бразилии. Близость к углю, Руру раньше была, чуть ли не важнейшим фактором размещения производства. Сегодня условия снабжения топливом изменились, уголь уже не главный вид топлива; вся территория страны пересечена нефтепроводами, цены на мазут практически одинаковы везде. Для развития промышленности стало важным близость к путям доставки сырья и топлива извне. Индустрия в последние годы двигалась к морю, навстречу потокам импортного сырья, и в сельскую местность – в поисках наиболее дешёвой рабочей силы. На размещение промышленности стало создание новых центров науки и образования, к которым тяготеют новейшие отрасли. Кроме старинных университетов в Гамбурге, Кёльне, Мюнхене или традиционных тихих университетских городов Геттингена, Гейдельберга, Тюбингена появились новые центры образования: Рурский университет в Бохуме, университет в Дюссельдорфе, Касселе, Констанце; возникло несколько научно – исследовательских центров – монополий.

Итак, отдельные отрасли хозяйства развивались неравномерно; в результате имеются высокоразвитые и бедствующие районы.

Большое изменение претерпело топливно-энергетическое хозяйство. Если раньше топливной базой в ФРГ служил уголь, то в настоящее время свыше половины всего перерабатываемого топлива составляет нефть. Более чем на 9/10 это импортная нефть из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Она поступает по нефтепроводам от Роттердама и Вильгельмхафена к Кёльну и от средиземноморских портов на Юго–Западе и Юг ФРГ. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Более 70 % нефтепереработки контролируется американскими и английскими монополиями. Старый центр нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах – Рейнско-Рурском, Юго-западе и в Баварии. Однако потребности страны всё равно не удовлетворяются, поэтому часть нефтепродуктов ввозится. Свои источники газа в ФРГ также невелики – лишь в районе Эсланда на северо-западе. Когда-то газовое хозяйство базировалось на каменном угле, но теперь происходит его перестройка на природный газ, а это означает увеличение импорта. Резко сократилась в ФРГ добыча каменного угля. Угольный концерн «Рурколе АГ», в руках которого почти вся добыча в Руре, работает с убытком. Довольно стабильной остаётся добыча бурого угля. Бурый уголь имеет надёжных потребителей – электростанции и брикетные фабрики, а главное, это самый дешёвый вид топлива в ФРГ. Основная часть его добывается в четырёх карьерах Нижнерейнского (Кельтского) бассейна. Добыча ведётся открытым способом и полностью механизирована.

Каменный и бурый уголь – основа электроэнергетики Рейнско-Рурского района, на который приходится около половины всех мощностей электростанций. Линии электропередач идут отсюда во все концы страны. Только в Баварии работают гидроэлектростанции на альпийских реках – Инне и других притоках Дуная. Перспективы электроэнергетики – в строительстве атомных электростанций. Атомная энергетика – типичный пример отрасли, созданной государством.

Сложны в настоящее время проблемы чёрной металлургии. Её производственная база перестроена: господствующим стал, кислородно-конверторный способ плавки стали. Выросло производство электростали, идут работы по прямому восстановлению металла из руды. Однако размещение металлургических заводов в основном в Руре и Сааре при огромном импорте руды стало маловыгодным. Приморские заводы имеют преимущество: они могут использовать и дешёвый американский уголь. Рур получает импортную руду (из Швеции, Бразилии, Либерии и Канады) двумя путями: главным — по Рейну и вторым – по каналу Дортмунд – Эмс. Ещё сложнее положение сухого района – Саара, который вынужден использовать лотарингские руды. Третий район – Зальцгиттер базируется на своей руде. Но и он уже переключился на более дешёвую и качественную привозную. Крупный единственный приморский металлургический завод в ФРГ – в Бремене, где к «Везерпорту», к его домнам, подходят рудовозы. С чёрной металлургией связаны старые, наиболее металлоёмкие отрасли машиностроения. Производство оборудования для шахт рудников, для самих же металлургических заводов сосредоточено в Руре, здесь же и в Баден-Вюртемберге делают станки. В Зальцгиттере строят вагоны, производят оборудование для химических заводов.

Новые отрасли машиностроения, такие как автомобилестроение, в меньшей степени зависят от очагов металлургии. Автомобильной столицей ФРГ называют Вольфсбург – небольшой городок на северо-востоке страны, где находится головной завод концерна «Фольксвагенверк». От гигантского завода в Фольфсбурге «отпочковалось» несколько филиалов – в Ганновере, Брауншвейге и Касселе. Специально для экспорта за океан был построен автосборочный завод в Эдмене. Другой гигант автомобилестроения – «Даймлер-Бенц» возник в 20-х годах в результате слияния двух фирм. Головной завод концерна размещается в Штутгарте, а несколько филиалов, которые производят и грузовые машины, – в его пригородах. Две крупнейшие фирмы автомобилестроения принадлежат американскому капиталу. «Форд» ещё до войны обосновался в Кёльне, а «Дженерал моторс» полностью владеет фирмой «А. Опель» с заводами в Рюссельгейме (у Франкфурта) и Бохуме. Автомобилестроение ныне уже не процветающая отрасль. Внутренний рынок близок к насыщению. Содержание автомобиля обходится всё дороже, сильно выросли цены на бензин. К тому же, как на внутреннем так и на внешнем рынках усилилась конкуренция.

На одном из первых мест в мир находится германское судостроение. Оно выпускает и крупные танкеры, и контейнеровозы, и целые рыболовные флотилии, и так называемые, рейнские суда для внутренних путей. Главные судоверфи расположены в Гамбурге и Киле.

Весь научно-технический прогресс в промышленности, её переоснащение были бы немыслимы без развития электротехнической промышленности, и в частности электроники. Но ФРГ заметно отстаёт от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Американский концерн ИБМ владеет самым крупным в Европе заводом электронно-вычислительных машин в городе Майнце и доминирует на западногерманском рынке, а японские радиоприёмники и телевизоры успешно конкурируют с германскими внутри страны. Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-Запад и Юг. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош». Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген. Франкфурт-на-Майне, Штутгарт. Радиотехнический концерн «Грундинг» с основными предприятиями в крупных баварских городах вынес свои филиалы в сельскую местность. Что связано с использованием дешевой рабочей силы, особенно женской.

Мировую известность имеет химическая промышленность ФРГ. В ней занят каждый десятый рабочий и служащий страны. В последние годы произошла серьёзная перестройка этой отрасли. Она выражается в бурном развитии химии органического синтеза, с переключения её с угольной на нефтяную и газовую базу. Это обеспечивает быстрый рост и модернизацию всей отрасли; основой её экспорта стали пластмассы, синтетические волокна, фармацевтические изделия. Из старых традиционных отраслей экспортное значение имеет производство удобрений, особенно калийных, по которому ФРГ занимает первое место в мире. «Осью» химической промышленности издавна был Рейн, где размещались основные центры гигантского концерна «ИГ Фарбениндустри», ликвидированного после войны. Теперь «концерны-наследники» сосредоточили в своих руках химическую промышленность трёх основных районов по Рейну – Рейнско-Рурского, Рейнско-Майнского и Людвигсхафена-Мангейма. Развитие химического органического синтеза мало изменило её географию: ко всем трём главным очагам проложены нефтепроводы от портов. Вблизи каждого из них возникли нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепереработка была, как бы подведена под ложившуюся ранее схему размещения основных заводов. Это усилило загрязнение Рейна, увеличило массу отходов, сбрасываемых в реку. Потребность химических концернов в большом количестве импортного сырья, и, прежде всего в нефти, необходимость экспортировать свою продукцию и, наконец, загрязнение ими Рейна вынуждает их искать новые варианты размещения. Наиболее удаленный от моря гигантский концерн Басф построил несколько новых заводов в портах Нидерландов и Франции.

Лёгкая промышленность ФРГ заметно уступает тяжёлой, ФРГ вынуждена ввозить ткани и обувь в большом количестве. Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на юге (Аугсбург и северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей «из реторты» – из химических. И прежде всего синтетических, волокон. Большое влияние оказывает и конкуренция импортных тканей стран «Общего рынка». Обувная промышленность в значительной степени перешла на искусственную кожу; рынок ФРГ наводняет более дешёвая итальянская обувь.

Хорошо известны традиционные отрасли страны – пивоварение и виноделие. В ФРГ производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. ФРГ держит и мировой рекорд по потреблению пива – 150 литров на душу населения в год. Пивные погребки и залы – любимое место встреч и бесед. Однако треть пива идёт на экспорт. Рейнские и Мозыльские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой».

10. Характеристика сельского хозяйства страны

Несмотря на высокую урбанизованность и индустриализованность Германии, облик большей части ее территории определяют сельские местности. В сельском хозяйстве используется 35% ее территории. Характерна тенденция к сокращению доли сельскохозяйственных и росту доли лесопокрытых земель. Вклад сельского и лесного хозяйства в ВВП страны – менее 2%. Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство: площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормового зерна, особенно кукурузы, импортируется.

Из общего производства зерна в Европейском союзе на Германию приходится несколько более 1/5, но выделяется она главным образом производством ржи (3/4 сбора), овса (около 2/5) и ячменя (более ¼). С районами посевов пшеницы во многом совпадают ареалы возделывания сахарной свеклы. Наиболее велики они в Нижнерейнской и Лейпцигской «бухтах», в северных и восточных предгорьях Гарца. Из кормовых зерновых наиболее велико значение ячменя; некоторые сорта ярового ячменя выращиваются специально для использования при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения – около 145 л в год).

В Баварии находится крупнейший в мире ареал хмелеводства – Халлертау. Продовольственным зерном Германия обеспечивает себя полностью, даже с избытком, по кормовому белковому – дефицитна. Широко распространено картофелеводство, в особенности в Восточной Германии, но оно сокращается в пользу зерновых. Большое значение имеет выращивание кормовых корнеплодов (кормовой свеклы и др.), кукурузы на зеленый корм и силос, люцерны, клевера и других кормовых трав. Из масличных наибольшее значение имеет рапс, посевы которого более чем в 10 раз превышают посевы подсолнечника. В Западной Германии важной отраслью растениеводства является виноградство, превосходящее по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Основные ареалы виноградства находятся по долинам Верхнего Рейна, Мозеля, Наэ, Неккара и Майна.

Своими садами славятся долины Верхнего Рейна, Майна, Неккара и Нижней Эльбы.

В животноводстве наибольшее значение имеет скотоводство, дающее более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около ¼). Второе место по значению занимает свиноводство. По молоку и говядине самообеспеченность страны систематически превышает 100%, но по свинине составляет менее 4/5. Скотоводство молочно-мясного направления наиболее характерно для хорошо увлажняемых приморских, альпийских и предальпийских районов, богатых лугами и пастбищами, а также для периферии городских агломераций. Свиноводство развито повсеместно, но особенно в районах, близких к портам ввоза импортных кормов, районам возделывания сахарной свеклы, картофеля и кормовых корнеплодов. В агропромышленном комплексе сельское хозяйство играет подчиненную роль. Забой скота осуществляется на 95% на промышленных бойнях, переработка молока – на молокозаводах, входящих обычно в системы либо промышленных и промышленно-торговых концернов, либо принадлежащих на паях кооперативным объединениям самих сельских хозяев.

11. Особенности развития транспорта

Германия по густоте транспортных путей занимает одно из первых мест в мире. В связи с центральным положением в системе транспортных путей европейского значения и большой интенсивностью хозяйственных связей с соседями в общем, грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок. В суммарном грузообороте основную роль играет автомобильный транспорт (около 2/3), за которыми следуют железнодорожный (около 1/6), внутренний водный (около 1/7), трубопроводный (около 3,5%). В пассажирообороте еще больше доля автомобильного транспорта (более 9/10) и меньше доля железнодорожного (около 6%).

Рост значения автомобильного транспорта (в 90-е годы особенно быстрый в восточных землях ФРГ) в пассажирообороте объясняется ростом числа легковых автомобилей индивидуального пользования, которое превысило в Германии в 1997 году 41 млн., а в грузоперевозках – экономичностью и удобствами доставки грузов «от ворот до ворот». Государственные органы в Германии с 30-х годов традиционно уделяют большое внимание развитию сети автодорог высшего класса – автострад, не имеющих пересечений на одном уровне общая протяженность которых превысила 11 тыс. км. Из общей протяженности железных дорог электрифицировано около 2/5. В условиях существования ФРГ и ГДР в обоих государствах приоритетным было направление Север – Юг, обеспечивающее связи морских портов с глубинными районами. После объединения Германии наиболее приоритетным стало широтное направление.

Протяженность внутренних водных путей на территории Германии – около 6,8 тыс. км. Густота их больше в Восточной Германии, но пропускная способность больше в Западной. Суммарный годовой объем перевозок составляет обычно 230 – 260 млн. т, из которых более 2/3 приходится на межгосударственные перевозки. Главная воднотранспортная магистраль – Рейн, на котором располагается ряд крупных портов, в том числе Дуйсбург – крупнейший в мире речной портовый комплекс с грузооборотом 40 – 55 млн. т. в год, Кельн, Карлсруэ, Людвигсхафен, Мангейм. Важнейшие каналы – Среднегерманский (по которому осуществляется межбассейновая связь рек Германии, впадающих в Северное море), Дортмунд – Эмс, рурские каналы, связывающие промышленные центры Рура с Рейном, Эльбский обводной канал, дающий прямой выход промышленному юго-востоку Нижней Саксонии к Гамбургу, и Майн – Дунай.

Морской транспорт для обеспечения внутренних связей Германии существенного значения не имеет: объем каботажных перевозок обычно не превышает 5 – 7 млн. т. в год. Морской флот Германии по общему тоннажу находится в мире в третьей десятке, но по тоннажу контейнеровозных судов уступает только США, Панаме и Тайваню. Суммарный грузооборот германских морских портов составляет 200 млн. т. в год, в том числе восточногерманских – около 22 млн. т. (в ГДР он доходил до 33 млн. т). В связи с успешной конкуренцией иностранных портов через порты самой Германии проходит немногим более 2/5 ее морского внешнеторгового товарооборота по весу и около 50% по стоимость. Крупнейший морской порт Германии – Гамбург, с годовым грузооборотом в 65 –77 млн. т. в год и более. Главный нефтяной порт – Вильгельмсхафен. Прочие крупнейшие морские порты – Бремен с аванпортом Бременсхафен, Эмден и Росток.

Авиационный транспорт, как и морской, играет во внешних сообщениях во много раз большую роль, чем во внутренних. Доля авиационного транспорта в обеспечении внешнеторговых перевозок Германии составляет по весу лишь 0,1%, но по стоимости – около 10%. Все крупнейшие ярмарочные центры располагают по близости аэропортами. Из 16 имеющихся в Германии международных аэропортов важнейшие находятся во Франкфурте-на-Майне, в Дюссельдорфе, Мюнхене и Гамбурге. Самый крупный из них – франкфуртский, занимает по пассажирообороту – первое место в Европе. Для Берлина, располагающего тремя аэропортами, намечено построить четвертый к (югу от города). И Берлин, и Франкфурт – многофункциональные города с преобладанием непроизводственных функций, и развитие их аэропортов связано, прежде всего, с ростом «третичной сферы», возрастанием роли в общей иерархии городов Германии и всей Европы.

12. Экономическое районирование

В географическом становлении Германии за основу при комплексном изучении ее хозяйственно-территориальных различий берутся обычно федеральные земли. Главные территориальные социально-экономические различия в современной Германии обусловлены более чем 40-летним существованием на ее территории двух государств, развивавшихся на принципиально разных социально-экономических основах и входивших в разные социально-экономические системы мирового хозяйства. Эти различия определяют основу специфику условий, хода и проблем развития, восточных и западных земель, их место и роль во внутреннем и международном разделении труда, находят отражение в региональных особенностях социально-психологического климата и политической географии страны. Опыт первых 10 лет развития объединенной Германии показал, что возникшие в ней в связи с объединением структурные диспропорции носят долговременный характер. Несмотря на массированную помощь федеральных властей, организацию ими трансферта государственных средств в размерах, доходящих до 5% ВВП Западной Германии, использование государством разнообразных средств стимулирования инвестиций в восточных землях адаптация их хозяйства и населения к условиям рыночной экономики происходит болезненно, сопровождается большим сокращением занятости и массовой безработицей. Положение усугубилось резким сокращением рынка Восточной Европы.

Форсированно проведенная в Восточной Германии приватизация зачастую носила характер внутренней колонизации, при которой судьбы предприятий, а иногда и целых отраслей хозяйства решаются в штаб-квартирах западногерманских концернов и банков, а Восточная Германия становится местом сосредоточения предприятий преимущественно филиального типа. При отсутствии внутри Германии государственной границы невидимый рубеж сохраняется в социально-экономической сфере, в психологии населения. Это находит отражение в больших различиях в производительности труда, занятости, уровне заработной платы, размерах денежных накоплений, взаимоотношениях между «восточными» и «западными» немцами, демографических показателях, партийно-политических предпочтениях, в результатах выборов и многом другом.

Особенности экономико-географического положения, специфика структуры хозяйства, проблем социально-экономического и политического развития, характера и направленности хозяйственных связей дают основание рассматривать всю Восточную Германию в составе земель Мекленбург – Передняя Померания, Бранденбург, Саксония – Ангальт, Саксония, Тюрингия, а также весь Берлин в качестве одного из основных социально-экономических районов страны.

13. Роль и география внешнеэкономических связей

По общему объему внешней торговли Германия занимает второе место в мире после США: ее доля в мировом экспорте товаров составляет 10 – 11%, а в импорте около 9%. Внешнеторговый баланс систематически положительный. Среди валют, используемых в международных расчетах в качестве платежного средства, немецкая марка уступала до введения в Европейском союзе единой валюты – евро лишь доллару США. По объему прямых зарубежных инвестиций Германия находится на четвертом месте после США, Японии и Великобритании.

Место и роль Германии в мировом хозяйстве главным образом определяется ее западными землями, доля которых в общем ВВП страны оценивается в 88 – 89%, а во внешней торговле в 97 – 98% (1995 – 1997). Их вовлеченность в мировую торговлю намного выше, чем восточных земель. Во внешнеэкономических связях ФРГ ориентируется главным образом на промышленно развитые страны Запада. До объединения с ГДР на них приходилось значительно более 4/5 ее внешнеторгового баланса, тогда как доля социалистических стран, вместе взятых, составляла 4 – 5%. В тоже время из ГДР в социалистические страны направлялось от ¾ до 4/5 экспортируемых и оттуда поступало более 2/3 импортируемых товаров; доля же промышленно развитых стран с рыночной экономикой составляла в ее экспорте около 1/5, а в импорте – менее ¼. Для географии внешнеэкономических связей современной Германии наиболее характерна основная и всевозрастающая роль связей со странами Европейского союза, на которые приходится почти 3/5 ее внешнеторгового оборота, большая часть вывозимого капитала, платежей граждан Германии, совершающих зарубежные, туристические и деловые поездки. (они в 3 – 4 раза больше расходов иностранных туристов на территории Германии). Для многих стран – членов Европейского союза, а также для Швейцарии Германия – главный торговый партнер.

Большую активность проявляют германские фирмы в освоении рынков пост социалистических стран Центральной и Восточной Европы. В общем, объеме торговли этих стран с членами Европейского союза на Германию приходится 50%. Широко практикуется создание в них (особенно в Венгрии и Чехии) дочерних германских и совместных предприятий. Германия – главный партнер и государств СНГ, возникших на территории Советского Союза (в 1991 г. на нее приходилось более 1/8 их суммарного экспорта и более 1/6 импорта), крупнейший их инвестор. Структурный длительный кризис в экономике России и других государств СНГ крайне отрицательно сказался на промышленном производстве Восточной Германии, для которой Советский Союз был в прошлом главным заказчиком, поглощая до 2/5 ее экспорта и обеспечивая непосредственно занятость около 0,5 млн., а с учетом опосредованных связей – до 1,3 млн. человек. К 1996 – 1997 гг. доля России в экспорте восточных земель ФРГ (не считая Берлина) уменьшалась до 8 – 9%. Для современной Германии Россия является одним из крупнейшим поставщиком нефти (около 1/3), нефтепродуктов, природного газа (более 1/3), а Германия для России остается главным поставщиком машин и другого промышленного оборудования, железнодорожных вагонов, одним из главных поставщиков холоднокатаного стального листа, химикатов и продовольственных товаров.

14. Общий вывод

В связи с экономическим и благоприятным географическим расположением в центре Европы, Германия является одной из самых динамично развивающихся Европейских государств, которое позволяет играть основную роль в Европейском Сообществе. Несмотря на то, что в последнее время наблюдается вытеснение Германии новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии и Японией, скорее всего и в 21 веке Германия сохранит лидирующие позиции на мировом рынке, как признанный поставщик высококачественной продукции.

15. Карты 1.1

Карты 2.2

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ ГЕРМАНИИ

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ ГЕРМАНИИ

Карты 3.3

УГЛЕНОСНЫЕ ПЛОЩАДИ В РУРСКОЙ ОБЛАСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КОНЦЕРНА РУРКОМ

ОСНОВНЫЕ ЯРМАРОЧНЫЕ ЦЕНТРЫ ГЕРМАНИИ

Карты 4.4

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ ПО РАЙОНАМ СТРАН ЕС

ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ ПО РАЙОНАМ СТРАН ЕС

16. Фотографии


Франкфурт-на-Майне – общий вид.

Современный деловой квартал

Франкфурта-на-Майне.

Портовый город Гамбург.

Бранденбургские ворота в Берлине.

Берлин. Восточная часть города.

Франкфурт-на-Майне. Современная скульптура у международного выставочного центра.

Кельнский собор.

17. Список использованной литературы

    1. Социально-экономическая география зарубежного мира./Под редакцией В. В. Вольского – 2-е изд., М.: Дрофа, 2003 г.

    2. Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации/Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2000 г.

    3. Советский энциклопедический словарь – М.: Советская Энциклопедия, 1980 г.

    4. Интернет



    Source: refdb.ru

     
    Нравится
    Добавить комментарий


      Поделитесь!  


     
    При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
    указывать ссылку на источник.
    © http://travelel.ru, 2010–2015

      Яндекс.Метрика