Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории россии - Карта для туриста TRAVELEL.RU Карта для туриста TRAVELEL.RU

Каждый турист знает, что без карты путешествовать сложнее. Карты России, карты мира, карты со спутника, карты стран, карты областей России, карты городов мира и России — всё это есть на travelel.ru и всё это вам понадобится, если вы соберетесь в путешествие.

На главную
  Республики РФ  
  Федеральные округа РФ  

Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.

01.02.2019

Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории россии



< >

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»

Учебный (Индивидуальный) проект

по экологии

Тема: «Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем»

Выполнил:

студент 16 группы

Ваганов Артемий

Руководитель:

Кириллова К.В.-преподаватель экологии

Г.о. Сокольский

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

8

1.3. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий………

9

1.4. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий……..

11

Глава 2. Неблагоприятные территории России……………………………

14

2.1. Мурманская область…………………………………………………….

14

2.2 Московская область……………………………………………………..

15

Глава 3. Характеристика Нижегородской области………………………

19

3.1.Общая характеристика экологической ситуации в регионе…………

19

ПРОДУКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА…………………..

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..

26

Введение

Научный анализ экологических ситуаций в отдельных частях России долгое время был затруднен из-за терминологического разнобоя в их классификации и оценке. Но затем этот разнобой был ликвидирован. В зависимости от степени остроты географы стали выделять следующие категории экологических ситуаций:

1) катастрофические (очень острые);

2) кризисные (очень острые);

3) критические (острые);

4) напряженные (не острые);

5) конфликтные (не острые);

6) удовлетворительные.

Катастрофические ситуации отличаются глубокими и часто необратимыми изменениями природы, утратой природных ресурсов и резким ухудшением условий проживания населения, которые вызываются в основном многократным превышением антропогенных нагрузок на ландшафты региона. Важный признак катастрофической ситуации — угроза жизни людей и их наследственности, а также утрата генофонда и уникальных природных объектов. Кризисные ситуации приближаются к катастрофическим, поскольку при них в ландшафтах возникают очень значительные и практически слабо компенсируемые изменения, происходит полное истощение природных ресурсов и резко ухудшается здоровье населения. Если не принять срочных мер, то переход от кризисной стадии к катастрофической может произойти за очень короткий срок (три — пять лет). При критических ситуациях возникают значительные и слабо компенсируемые изменения ландшафтов, происходит быстрое нарастание угрозы истощения или утраты природных ресурсов (в том числе генофонда), уникальных природных объектов, наблюдается устойчивый рост числа заболеваний из-за резкого ухудшения условий проживания. Антропогенные нагрузки, как правило, превышают установленные нормативные величины и экологические требования. При напряженных ситуациях отмечаются негативные изменения в отдельных компонентах ландшафтов, что ведет к нарушению или деградации отдельных природных ресурсов и в большинстве случаев — к ухудшению условий проживания населения.

Цель: проанализировать особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России, а так же описать возможные способы решения проблем.

Задачи:

  1. изучить регионы России, где выбросы загрязняющих веществ больше.

  2. выявить самые загрязненные города России.

  3. описать экологическую обстановку Нижегородской области


Объект исследования: особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России

Предмет исследования: способы решения экологических проблем в особо неблагоприятных в экологическом отношении территориях России.

Методология и методика исследования. В процессе выполнения работы использованы комплексные методы проведения эколого-географических исследований, библиографические методы, методы анализа статистических показателей и иллюстративные методы представления результатов работы в таблицах, а так же на разного рода графиках и диаграммах, которые позволили обеспечить высокую научную достоверность и репрезентативность итоговых результатов, выводов и рекомендаций исследования.

Методы исследования: при проведении исследования использовались основные теоретические методы, а также методы камеральной обработки материалов. Среди теоретических методов можно выделить сравнительный анализ; анализ научной литературы, синтез полученных материалов, историко-экологический и т.д. Из практических (эмпирико-исследовательских) методов — метод описания, метод классификаций. Провиделось предварительное изучение литературных источников, в которых описывались особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России.

теоретическая часть

Глава 1. Понятие экологически опасных ситуаций

1.1.Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций

Экологически опасная ситуация прежде всего характеризуется таким состоянием окружающей среды, которое не является благоприятным. Но в соответствии с концепцией правовой охраны окружающей среды в России неблагоприятной с юридической точки зрения окружающая среда считается уже при превышении установленных нормативов ее качества. Для признания ситуации экологически опасной должно быть отмечено такое отрицательное воздействие на нее, которое сопровождается некими значительными экологическими, социальными либо экономическими последствиями. Как экологически опасная может быть определена ситуация, характеризующаяся наличием существенного негативного изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, как правило, сопровождаемого социальными и экономическими потерями.

Памятуя о принципе, согласно которому болезнь легче, а часто и экономичнее предупредить, чем лечить, необходимо разобраться в факторах, создающих экологически опасные ситуации. По происхождению их можно подразделить на антропогенные, т.е. связанные с деятельностью человека, и природные, стихийные, не зависящие от воли человека. Оба фактора значимы с точки зрения права окружающей среды и потому нуждаются в детальном рассмотрении.

Едва ли есть смысл указывать на то, что тот или иной фактор является преобладающим в неблагоприятном воздействии на природу. Хотя критическое состояние природной среды, которое мы имеем, является в основном рукотворным. Известно также, что не по вине человека происходили природные катастрофы древности, в результате которых погибли многие виды животных, например, мамонты.

Зная об этих факторах, оценивая их, мы заинтересованы в том, чтобы регулировать их, управлять ими. В известной мере это вполне возможно с помощью права. экологический неблагоприятный опасный алтай.

При анализе антропогенного фактора создания неблагоприятных ситуаций важно учитывать, являются ли они следствием регулярной и обычной человеческой, но экологически необоснованной деятельности, т.е. выполняемой с нарушением законов развития природы, или техногенной аварии. Так, кризисное состояние окружающей среды на Урале, в Кузбассе, на Алтае, в других регионах непосредственно связано с тем, что человек в течение относительно длительного времени эксплуатировал промышленные предприятия, энергетические объекты, транспортные средства, испытывал атомное оружие, развивал сельское хозяйство, игнорируя экологические требования. Иное дело — катастрофические экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС или аварии на нефтепроводах.

То, что мы называем «антропогенный фактор создания неблагоприятных экологических ситуаций», имеет ряд важнейших составляющих, которые нельзя не учитывать при создании правового механизма предупреждения таких ситуаций. Речь идет о состоянии машин, оборудования, технологий, применяемых в народном хозяйстве, с точки зрения их безопасности для окружающей среды, о профессиональной подготовке, сознании, дисциплине и культуре людей, управляющих машинами, оборудованием и технологиями, о наличии правового механизма предупреждения аварий и действиях при авариях и др.

По оценкам специалистов, территория России подвержена воздействию всего спектра опасных природных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения. Для населения и окружающей среды России наибольшую опасность представляют землетрясения, наводнения, оползни и обвалы, смерчи, лавины, сели, цунами. Другие виды стихийных бедствий, имеющие экологические последствия, — подтопления, шквалы, ураганы, тайфуны, град, продолжительные ливни и снегопады, грозы, метели, ландшафтные пожары, подъем воды Каспийского моря.

В более чем 700 городах и нескольких тысячах других населенных пунктов на территории России существует угроза наводнений, которые по повторяемости, площади распространения и суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место среди опасных гидрологических явлений и процессов.

К серьезным стихийным бедствиям относятся также природные очаги опасных заболеваний — чумы, сибирской язвы и др., от которых страдают как человек, так и иные биологические виды.

1.2. Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций

Применительно к экологически неблагоприятным ситуациям, возникающим в процессе хозяйственной и иной деятельности человека, общество заинтересовано в том, чтобы своевременно оценить социальную, экологическую и иную опасность такой деятельности, устранить или предотвратить ее, принять необходимые меры к тому, чтобы защитить население, обеспечить охрану окружающей среды и хозяйственных объектов, компенсировать причиненный людям вред, а также восстановить благоприятное состояние окружающей среды.

В отношении стихийных бедствий задача состоит, прежде всего, в том, чтобы предугадать эти события, а также своевременно подготовиться к тому, чтобы избежать человеческих жертв и материального ущерба либо минимизировать их.

Под воздействием Чернобыльской катастрофы в России, начиная с 1991 г. реализуется Федеральная научно-техническая программа «Безопасность населения и народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф». Она весьма полезна для решения проблем безопасности технических объектов. В ее рамках разрабатываются и осуществляются актуальные технические, экономические, правовые и иные проекты, в том числе законодательные, подготавливаются научные труды.

Право призвано сыграть важнейшую роль в предупреждении аварий и катастроф на хозяйственных объектах, в ликвидации и минимизации их последствий, прогнозировании стихийных бедствий, в регулировании управления в данной сфере. Исходя из общественной заинтересованности в предотвращении чрезвычайных ситуаций, в праве должны быть надлежащим образом определены требования безопасности при размещении предприятий и иных объектов, их проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию. Соответствующие решения следует принимать лишь на основе всесторонних экспертных оценок с учетом риска аварий и катастроф. В праве должны быть последовательно выражены требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций также на стадии эксплуатации хозяйственных и других объектов, по прогнозированию стихийных бедствий, регламентированы действия в чрезвычайных ситуациях государственных органов общей компетенции, местного самоуправления, специально уполномоченных органов.

1.3. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

В ряде законов предусматривается выделение специальных зон как разновидностей экологически неблагополучных территорий и определены критерии их выделения. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 5) в качестве инструмента решения своих задач предусматривает создание зон чрезвычайной ситуации. Они являются разновидностью экологически неблагополучных территорий, так как по смыслу Закона чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В зависимости от количества людей, пострадавших в таких ситуациях, людей, условия жизнедеятельности которых оказались нарушены, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, эти ситуации в соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996г., подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Так, к местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Территориальной является чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.

Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает два вида экологически неблагополучных территорий — зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Таким образом, с правовой точки зрения под экологически неблагополучной территорией понимается участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды.

1.4. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий

Под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса.

Законодательство предусматривает ряд видов зон с неблагоприятной окружающей средой. Порядок их выделения, объявления об этом разный. Порядок объявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия определен Законом «Об охране окружающей природной среды». В соответствии со ст. 58 и 59 они объявляются постановлениями представительного органа власти либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.

В развитие этого положения Минприроды России по своей инициативе подготовило Временный порядок объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации (утвержденный приказом от 6 февраля 1995 г.), в соответствии с которым инициаторами объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления этих территорий. Для постановки вопроса об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации инициатор подготавливает материалы о состоянии окружающей природной среды и организует разработку программы экологической реабилитации территории. Затем инициатор объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации обращается в Правительство РФ с обоснованием необходимости объявления территории в таком качестве. По поручению Правительства РФ Минприроды России проводит государственную экологическую экспертизу материалов о состоянии окружающей природной среды. По ее результатам Минприроды России подготавливает и вносит в Правительство РФ проект Указа Президента РФ «Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации».

Таким образом, в соответствии с названными нормативными актами экологически неблагополучные территории могут быть признаны таковыми лишь на уровне Российской Федерации. С чем это связано и означает ли это, что субъекты РФ не могут сами принять решение об объявлении на своей территории зоны экологического бедствия? Думается, что, принимая решение об объявлении экологически неблагополучных территорий на национальном уровне, законодатель исходил, прежде всего, из того, что финансирование мероприятий, связанных с восстановлением благоприятного состояния природы, будет осуществляться, в том числе за счет средств федерального бюджета. Но это вовсе не означает, что субъекты Федерации не могут сами принять решение об объявлении соответствующих зон. Более того, субъекты РФ, основываясь на ст. 72 Конституции России и исходя из своих экологических интересов, могут и должны проявлять активность в этом направлении.

Что же касается зон чрезвычайных ситуаций, предусматриваемых Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», то в отношении таких зон вовсе не требуется принятие решения об объявлении территории зоной чрезвычайной ситуации. Это презюмируется, если имела место катастрофа природного или техногенного характера. Главным тут является вопрос об определении границ зоны чрезвычайной ситуации. Границы таких зон определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Аналогичный принцип существует в отношении зон радиоактивного загрязнения. На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по факту и с учетом дозы облучения населения или плотности радиоактивного загрязнения почвы устанавливается соответствующий вид зоны. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, определяются Правительством РФ в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов. Они же (границы и перечень населенных пунктов) пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.

Цель и основная задача деятельности, связанной с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, регулируемой Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», — ликвидация таких ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Глава 2. Неблагоприятные территории России

2.1. Мурманская область

В области сконцентрированы крупнейшие предприятия горнодобывающей промышленности и цветной металлургии, деятельность которых в течение нескольких десятилетий привела к значительным, порой необратимым последствиям для растительного и животного мира. В 1999 г. промышленными предприятиями области выброшено в атмосферный воздух 367,9 тыс. т загрязняющих веществ (на 18% меньше, чем в 1998 г.).

Показатель улова загрязняющих веществ (в % к объему веществ, отходящих от стационарных источников) превышает средний показатель по стране (соответственно 84,6 и 76,7%). Главными стационарными источниками загрязнения атмосферы являются предприятия цветной металлургии — ОАО «Кольская горно-металлургическая компания», а также энергетики, военного комплекса, химической промышленности и стройиндустрии. В зоне влияния выбросов комбината «Печенганикель» уничтожены лесные массивы, загрязнены тяжелыми металлами и соединениями серы верхние слои почвы.

В 1999 г. показатель экономии воды за счет использования оборотных систем водоснабжения составил всего 35%, что более чем в 2 раза ниже среднего уровня по Российской Федерации (76,5%). Объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты увеличился более чем на 20% по сравнению с 1998 г. и составил 362,1 млн. м3. Около 4% объема водоотведения приходится на нормативно очищенные сточные воды. Общий сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты распределяется в основном между предприятиями химической промышленности, цветной металлургии и ЖКХ. Наиболее крупными источниками загрязнения водных объектов являются: ОАО «Кольская горно-металлургическая компания», АО «Апатит», г. Кировск; АО «Ковдорский ГОК», г. Ковдор; АО «Севредмет»; объекты ЖКХ городов Мурманск, Апатиты, Кандалакша, Североморск, Полярный.

Характерными загрязняющими водные объекты веществами являются соли тяжелых металлов, в том числе никеля, меди, кобальта. Наибольшее количество твердых промышленных отходов образуется на металлургических предприятиях. В 1999 г. на предприятиях области образовалось 73,4 тыс. т токсичных отходов, из которых использовано на производстве и полностью обезврежено более 60%. Наиболее актуальными экологическим проблемами области являются:

  • обращение с радиоактивными отходами;

  • утилизация промышленных отходов, включая суда и атомные подводные лодки, выводимые из эксплуатации;

  • восстановление нарушенных земель при сокращении оборонного комплекса Российской Федерации;

  • обращение с компонентами ракетного топлива, утилизация ракет-носителей;

  • снижение выбросов диоксида серы от предприятий РАО «Норильский никель»;

  • снижение выбросов загрязняющих веществ от предприятий теплоэнергетики.

2.2 Московская область

Экологическая обстановка на территории Московской области характеризуется как неблагоприятная.

Более 87% населения области проживает в зонах сверхнормативного загрязнения воздушного бассейна от выбросов промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленных объектов или сверхнормативного шумового воздействия аэродромов и наземного транспорта.

Основными экологическими проблемами Московской области являются: чрезмерная концентрация промышленных мощностей на территории области, формирующих порядка 50 узлов устойчивого загрязнения, приуроченных, главным образом, к 19 городским агломерциям (в первую очередь это Люберецкий, Воскресенский, Каширский, Химкинский, Балашихинский и Мытищинский районы; из всего объема сточных вод 84% сбрасываются в водоемы недостаточно очищенными и 3,2% вообще без очистки; по показателю индекса загрязненности вод наиболее сложная ситуация сложилась в р. Москве ниже впадения р. Яузы и до устья (Люберецкий, Раменский, Воскресенский и Коломенский районы), р. Клязьме (Щелковский, Ногинский, Павлово-Посадский и Орехово-Зуевский районы) и р. Шаловка (Ногинский район); Наблюдается стойкая тенденция к ухудшению качества воды источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Это объясняется тем, что на водосборной площади источников водоснабжения расположены 35 городов и поселков. 15 воинских частей, 500 объектов рекреации и 140 сельхозобъектов с общим поголовьем КРС 150 тыс., свиней 19 тыс. колов и кур 4,3 млн.; в отношении почв наметилась тенденция к снижению плодородия: уменьшается содержание гумуса в пахотном слое за счет резкого сокращения вносимых доз органических и минеральных удобрений и недостаточной культуры земледелия, возрастают процессы эрозии, переувлажнения (по данным госучета 38% всех угодий занимают переувлажненные и заболоченные земли) и переуплотнения почв; результаты ретроспективного анализа показателей химического состава подземных вод за последние 30 лет свидетельствуют о постепенном ухудшении качества подземных вод, добываемых городскими водозаборами.

Атмосферный воздух

Общее количество выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения в 1999 г. составило около 406 тыс. т . Регулярные выбросы в атмосферу вредных веществ ухудшают качество воздушного, водного бассейнов и почвы. В результате во многих городах и районах области складывается ситуация, формирующая экологически обусловленную патологию человека. По оценке Всемирной организации здравоохранения до 30% заболеваний вызвано экологическими факторами.

На территории Московской области в 15% исследований атмосферного воздуха регистрируется превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ(рис 2).

Выбросы вредных веществ содержат в себе 169,3 тыс. т/год золы, сажи, пыли, ртути, свинца; 236,4 тыс. т газообразных: сернистого ангидрида 38,3; окиси углерода 92,4; окислов азота 78,3; углеводородов 11,7; аммиака 6,3; сероуглерода, хлора и прочих 9,4.

Падение промышленного и сельскохозяйственного производств сократило объем выбросов вредных веществ от стационарных источников за последнее десятилетие в 1,7 раза.

В то же время в связи с ростом автомобильного парка и автотранспортных перевозок постоянно увеличиваются валовые выбросы автотранспортных средств, превышающих объем выбросов промышленных предприятий в 3 раза.

Если в 1998 г. средний показатель превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе составил 13,7% (в 1997 11,7%), то превышение ПДК в зонах влияния автомагистралей составило 20,9% (в 1997 г. 17,9%), в зонах промышленных предприятий 8,7% (1997 г. 7,5%). Наиболее высокий уровень загрязнения в жилых районах, расположенных вдоль автомагистралей, отмечается в городах Сергиев-Посад, Люберцы, Коломна, Клин, Ликино-Дулево, Балашиха, Мытищи, Истра, Серпухов, где количество проб воздуха, превышающих ПДК, составляет от 33 до 69%.

Негативно отражается на уровне загрязненности атмосферы в городах и районах Московской области, расположенных в зоне, подверженной влиянию загрязненных воздушных масс, переносимых из столицы, ухудшение экологической обстановки на территории Москвы.

Три крупнейших в стране столичных аэропорта осуществляют около 250 тыс. рейсов в год. Около 25% всех локомотивов, перемещающихся по железным дорогам области, представлены тепловозами. Все эти транспортные средства потребляют в год около 4 млн. т бензина, дизельного и авиационного топлива и выбрасывают в атмосферу 1 млн. т вредных веществ.

hello_html_m612c25d6.jpg

Рис1. Карта неблагоприятных территорий г.Москвы.

Глава 3. Характеристика Нижегородской области
3.1.Общая характеристика экологической ситуации в регионе

В Нижегородской области состояние производственной базы и инфраструктуры городов оказывает достаточно сильное негативное влияние на воздушный бассейн области. Главными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленное производство, автомобильный транспорт. Суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспорта составляет несколько сотен тонн в год. Уровень загрязнения воздушного бассейна в населенных пунктах области соответствует среднему по России, кроме крупнейшего химического центра страны — г. Дзержинска, где он выше среднего Российского уровня.

В промышленности области по выбросу основных загрязняющих веществ (взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода и диоксид азота) лидирующее положение занимают следующие отрасли: машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, черная металлургия, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность. Все эти отрасли являются основной градообразующей базой городов Нижегородской области.

Автомобильный транспорт — другой основной источник загрязнения атмосферного воздуха. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта составляет практически четверть всех выбросов в воздушный бассейн области.

Экологическая обстановка в области, создаваемая загрязнением атмосферного воздуха от автотранспорта, продолжает оставаться неблагоприятной, так как выбросы вредных веществ в атмосферу снижаются незначительно, а максимальные концентрации токсичных веществ вблизи основных магистралей часто превышают ПДК. Такое положение обуславливает важность автоматизированного мониторинга воздушного бассейна в районе основных автомобильных магистралей городов области. Это дает возможность оперативного анализа данных для регулирования транспортных потоков и планирования их долгосрочного развития.

При анализе экологических характеристик городов области прослеживаются определенные закономерности, связанные с развитием тех отраслей промышленности, в которых высоки выбросы окислов углерода. В общем, структура выбросов загрязняющих веществ напрямую связана с отраслевой спецификой, и уровнем экологичности применяемых технологий.

По естественному химическому составу поверхностные воды Нижегородской области довольно разнообразны, но в целом характеризуются высоким природным качеством. Исключение составляют закарстованные реки, вода которых из-за большой жесткости непригодна для целей водоснабжения.

Продукт индивидульного проекта

Самые неблагоприятные для жизни города России

Согласно данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики в рамках проекта «Россия в цифрах-2011», промышленные города в 2010 году произвели на 100 000 тонн больше загрязняющих веществ, чем в 2009. Среди самых неблагополучных в экологическом плане первое место с большим отрывом продолжает занимать Норильск.

Загрязнение воздуха является одним из главных экологических факторов, отрицательно сказывающимся на здоровье населения и способствующих развитию сердечнососудистых и респираторных заболеваний, рака, бронхиальной астмы, аллергий, нарушений в репродуктивной и центральной нервной системе. Наибольшую опасность для здоровья представляют взвешенные в воздухе твердые частицы, их токсичные составляющие и озон.

На сайте Росстата представлен список из 56 городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой. Для сравнения приведены данные о выбросах в атмосферу загрязняющих веществ с 1992 по 2010 год. Никаких сенсаций в прошлом году не произошло и десятка лидеров прочно удерживает позиции.

Вот как выглядит десятка городов с наиболее загрязненным воздухом. Замыкает ее Челябинск со своими предприятиями топливной энергетики, коксохимическими, электродными и металлургическими заводами. В 2010 году в атмосферу Челябинска попало 117 800 тонн загрязняющих веществ. За ним следуют Уфа (134 100 тонн), Красноярск (148 600 тонн), Омск (198 200 тонн) и Ангарск (207 400 тонн).

5 место. На пятом месте — Магнитогорск с 231 900 тоннами вредных выбросов. Магнитогорск — крупный мировой центр чёрной металлургии, который в 2006 году попал в список самых грязных городов мира, составленный учеными Института Блэксмита (США). Магнитогорск постоянно попадает и в список городов РФ с наибольшим уровнем загрязнения по бензапирену, диоксиду азота, сероуглероду, а также фенолу, уровень которого соответствует показателям чрезвычайной экологической ситуации. Наибольший вклад в загрязнение воздуха вкладывает ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

4 место. Липецк с 299 100 тоннами загрязняющих веществ занимает четвертую строчку. Несмотря на то, что роза ветров в Липецке расположена в сторону Матырского водохранилища, дым от труб крупнейшего в Европе Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) начинает снижаться к земле через несколько километров. Если же ветер дует в сторону города, запах сероводорода со шлаконакопителей легко чувствуется без анализаторов, что говорит о значительном превышении предельно-допустимых концентраций (ПДК). Кроме того, в городе расположены еще два крупных завода: ОАО «Липецкий тракторный завод» и завод «Свободный сокол».

3 место. Новокузнецк — 301 100 тонн загрязняющих веществ в атмосфере в 2010 году. Промышленными предприятиями Новокузнецка в атмосферный воздух выбрасывается более 100 различных загрязняющих веществ. Наибольший вклад вносят ОАО «ЗСМК», ОАО «КМК», АО «НКАЗ, Западно-Сибирская ТЭЦ, Кузнецкая ТЭЦ. Высокое содержание золы в воздухе обусловлено непосредственным размещением котельных в жилых районах и низкой эффективностью очистки газов на некоторых котельных.

2 место. На втором месте — Череповец с 333 300 тоннами загрязняющих веществ в воздухе. Многолетние наблюдения за состоянием воздуха в Череповце свидетельствуют о том, что все районы города испытывают техногенную нагрузку. Ситуация усугубляется в весенне-осенний период, когда складываются неблагоприятные метеоусловия. В Череповце расположены предприятия чёрной металлургии и химического комплекса: ОАО «Северсталь», ОАО «Северсталь-метиз», ОАО «Аммофос» и ОАО «Череповецкий Азот». В целом в городе насчитывается около полутора тысяч предприятий разного калибра. Высокий уровень загрязненности чаще отмечается в Индустриальном, Северном и в Зашекснинском районе.

1 место. Самым грязным городом является Норильск (рис 1). В 2010 году в атмосферу Норильска попало 1 923 900 тонн. По мнению некоторых специалистов, город представляет собой зону экологического бедствия. Он также входит в десятку самых грязных городов мира, по данным Института Блэксмита. Экологический мониторинг в Норильске производится по хлору, тяжёлым металлам, сероводороду, серной кислоте, диоксиду селена и многим другим вредным веществам. Всего определяется до 31 загрязняющего компонента. ПДК по многим из них в десятки раз превышают нормы. Вокруг города лесные массивы выжжены или имеют жалкий вид. Средняя продолжительность жизни в городе на десять лет меньше, чем в целом по России.

Заключение

Целью данной работы являлось изучение экологически неблагоприятных территорий и их анализ, исследование мер предупреждения экологически неблагоприятных территорий.

Исходя из этого, в работе было выяснено, что по происхождению факторы, создающие экологически опасные ситуации, подразделяются на антропогенные (т.е. связанные с деятельностью человека) и природные (или стихийные, не зависящие от воли человека).

Для постановки цели данной работы использовались важные понятия — зона экологической ситуации и зона экологического бедствия. Изучая тематические законодательства, были даны такие определения, как

  • зоны чрезвычайной экологической ситуации — участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

  • зоны экологического бедствия — участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

На основе этих определений, можно сказать, что под экологически неблагополучной территорией понимается участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды.

Сделан вывод о том, что режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса.

В соответствии с нормативными актами экологически неблагополучные территории могут быть признаны таковыми лишь на уровне Российской Федерации.

Таким образом, постановка цели данной работы является детально раскрытой.

В заключении хотелось бы отметить, что тема экологически неблагоприятных территорий является актуальной на территории Российской Федерации, начиная с 1960-х гг., так как Россия занимает первое место в мире по объему территории, а значит угроза возникновения экологически опасных территорий — велика.

Список использованной литературы

1. Анучин, В.А. Антропогенные источники загрязнения в городах Алтайского края [Текст] / А.В. Анучин // Ландшафты Западной Сибири: Пробл. исслед., экология и рацион. использ.: материалы Х Междунар. межвуз. конф., посвящ. Дню Земли. — Бийск, 2007. — C.61-65.

2.  Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебное пособие для ВУЗов / А.Ю. Александрова. — М.: 2002.

3. Антипов, А.Н. Географические аспекты гидрологических исследований. / А.Н. Антипов, Л.М. Корытный. — Новосибирск, 1981. — 174 с

4. Государственный доклад [Электронный ресурс] / «О состоянии и об охране окружающей среды в Республике Алтай в 2012году» / URL: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/2712.html (дата обращения 19. 07. 2013).

5. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Республики Алтай в 2012 году / Под ред. Ю.В. Робертуса. — Горно-Алтайск: 2013. — 103 с.

6. Экология и природопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. — М.: Инфра-М, 2003.

7. Михайлов, А. В. Экологические проблемы Алтайского края и Республики Алтай [Текст] / А.В. Михайлов. — Барнаул: Алт. Книжное издательство, 2006. — 25с.

8. Лузгин, Б.Н., Экологические проблемы [Текст] / Россия, Алтай. Часть 2. — Бийск. — 1995. — 78 с.

9. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий [Электронный ресурс] / yandex.ru [Сайт] URL: http://www.plam.ru/shpori/yekologicheskoe_pravo/p47.php (дата обращения 09. 02. 2012).

10. Правовой режим экологически неблагоприятных территорий России [Электронный ресурс] / yandex.ru [Сайт] URL: http://www.vevivi.ru/best/Pravovoi-rezhim-yekologicheski-neblagopriyatnykh-territorii-ref199349.html (дата обращения 09. 02. 2017).

11. Самые неблогоприятные регионы и города России [Электронный ресурс] / yandex.ru [Сайт] URL: http://top-antropos.com/rating/item/176-samye-jekologicheski-chistye-i-grjaznye-mesta-rossii (дата обращения 09. 02. 2017).

12. Неблогоприятные регионы России [Электронный ресурс] / wikipedia.ru [Сайт] URL: http://referat911.ru/Ekologiya/jekologicheski-neblagopriyatnye-regiony-rossii/135048-2079830-place1.html (дата обращения 17. 03. 2017).

13. Кухаренок, С.Б., Мирошкин, Д.Г. [Электронный ресурс] / www.rae.ru: Оценка экологической обстановки в некоторых районах и городах / URL: http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7783051 (дата обращения 13.04.2017).

14. Опасные места России [Электронный ресурс] / altaikamnerez.ru URL: http://turboreferat.ru/upgrade.html (дата обращения 22. 03. 2017).

15. Экология городов Западной Сибири. [Электронный ресурс] / Материалы сайта Форум экспертов: experts.megansk.ru / URL: http://experts.megansk.ru/full_news.html?id_news=67 (Дата обращения 17.03.2017).

16. Московская область [Электронный ресурс] / URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/1930/Московская (Дата обращения 17.04.2017).

17. Мурманская область [Электронный ресурс] / URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/3333/Мурманская (Дата обращения 17.04.2017).

18. Факторы неблагоприятности регионов [Электронный ресурс] / URL: http://tulunagri.tk/_tbkp/zamena/programma_razvitija.pdf (Дата обращения 15.01.2017).



Source: infourok.ru

 
Нравится
Добавить комментарий


  Поделитесь!  


 
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.
© http://travelel.ru, 2010–2015

  Яндекс.Метрика