Остров эзель на карте

У каждого человека есть мечта. И не одна, а целый набор, начиная с совсем пустяковых, которые реализовать лениво, до самых глобальных, которые вообще реализовать не представляется возможным. Была и у меня такая небольшая, но давнишняя, мечта, до которой руки не доходили. Я хотел попасть на батарею Цереля. Если вы читали Пикуля, или на худой конец смотрели фильм «Моонзунд», то представляете, о чем я говорю. А если не смотрели, то дальше я вкратце расскажу. Почему я туда, хотел попасть, не знаю. Просто хотел и все, я не могу этого объяснить.
В октябре мы с женой взяли несколько накопившихся отгулов и решили съездить на остров Сааремаа. Раньше он назывался по-немецки Эзель, и это название мне нравится больше, так как в нем меньше букв.
Маршрут мы выбрали таким: Петербург – Таллинн – Куресааре – Церель – Таллинн – Хельсинки – Петербург. Общая протяженность составила 1420 км, включая три паромные переправы.

Выехав на рассвете в сторону Нарвы, мы доехали до пропускного пункта Ивангород. Был четверг, и народу на границе не было. Мы достаточно быстро прошли все процедуры, включая заправку вискарем в Duty Free. К моему удивлению российские пограничники работали очень слажено и быстро. Один из них даже поздоровался и после осмотра ТурбоВикинга пожелал счастливого пути. Тут я потерял дар речи, так как на финской границе российские погранцы разве что не матерятся. Эстонцы тоже были очень доброжелательны и корректны.
Мы въехали в Эстонию и, включив автопилот круиз-контроль, поехали в сторону Таллинна, останавливаясь только на перекусы.

Через несколько часов мы выехали на огибающую эстонскую столицу дорогу, и, оставив позади шпили таллиннских башен, свернули на Пярнусское шоссе, а затем на шоссе в сторону Куресааре. Дороги в Эстонии очень хорошие, и практически всю материковую часть, начиная от границы, мы проехали на круиз-контроле, демонстрируя чудеса экономии бензина. Дорога на Куресааре выходит к морю в городке Виртсу. Это небольшой прибрежный городок, который в основном живет рыбной ловлей и обслуживанием паромов линии Виртсу – Куйвасту.
Билеты на паром стоят примерно 10 евро за машину, люди едут бесплатно. Оплатить проезд можно банковской картой через сайт паромной компании Tuule Grupp и сразу забронировать место. А можно заплатить наличными прямо на причале доброжелательной девочке-билетеру. Паромы ходят один-два раза в час.

Мы въехали на паром, и через несколько минут он отошел от причала. Паром пересекает знаменитый пролив Моонзунд из порта Виртсу в порт Куйвасту.
16-17 октября 1917 года в этом месте напротив Куйвасту произошло финальное морское сражение Моонзундской операции. В результате этого морского боя здоровенный русский броненосец «Слава» (на котором, в свое время служил Колчак), получил ряд попаданий снарядов с германских линкоров «Кёниг» и «Кронпринц Вильгельм». Экипаж «Славы» вынужден был подорвать поврежденный корабль и покинуть его. Русская эскадра отступила, и немцы заняли Моонзундский архипелаг. В это время на Цереле сражалась батарея Николая Бартенева.
Паром пересекает Моонзунд за полчаса, но за это время можно перекусить на верхней палубе, где есть ресторан и подают хорошую «селянку», аналог нашей солянки.

Съехав с парома, и выехав из порта Куйвасту, мы пересекли остров Моон (ныне Муху) и въехали на дамбу. Эта дамба соединяет Моон с островом Эзель (ныне Сааремаа), но пересекая ее, будьте осторожны. Вокруг дамбы очень много зарослей камыша, где живут дикие птицы. Они настолько дикие, что даже не боятся автомобиля, и нагло разгуливают по асфальту. Мы одну такую чуть не сбили, ее спасли шведские чудо-тормоза.

До города Куресааре ехать минут сорок. Городок является столицей острова. Как и в случае с Маариенхаминой, там проживает всего 14 тысяч человек. Тем не менее Куресааре очень приятный и тихий городок, в котором все же есть очаги цивилизации в виде супермаркетов и бутиков. Кстати, обратите внимание на дорогу, это был самый плохой участок на всем протяжении нашего путешествия (Россию я не считаю).

Однако основная достопримечательность Куресааре – это епископский замок, построенный еще в 14 веке для Эзель-Викского епископа. Замок не большой, но эстонцы его вылизали так, что кажется, он никогда не был в упадке. Внутри размещены экспозиции местного краеведческого музея. Особое внимание меня привлекли залы, которые рассказывают о зверствах советской оккупации и оккупации немцами. Не буду патриотом, я учился по советским учебникам и читал много книг по истории разных авторов, и поэтому я поверил эстонцам. А во что поверите вы, выбирать вам.

В Куресааре достаточно большое количество спа-отелей, причем бонтоном является наличие собственного аквапарка и свободный выход к морю. Мы с женой остановились как раз в таком отеле. Номер на двоих в сезон, включая посещение аквапарка и различных спа-процедур, стоит 300 евро/ночь. Очень дорого, если учесть, что номер тянет максимум на 200 евро. Тем не менее, в не сезон на острове дикие скидки, и номер нам обошелся в 40 евро/ночь. Мы остановились в отеле как раз напротив замка.

Однако основной нашей целью был мыс Церель. Он расположен в сорока километрах от Куресааре на южной оконечности острова и вдается в Ирбенский пролив на несколько километров узкой полоской земли. Этот мыс был ареной жестоких боев Первой и Второй Мировых войн. И сейчас, когда подъезжаешь к мысу, среди леса о войне напоминают мемориалы, памятники, здоровенные воронки и остатки укреплений

Дорога, которая идет от Куресааре, не доходя до Цереля, сворачивает направо к городку Карусте, а для того, чтобы добраться до самого мыса, надо свернуть по указателю на Сааре и проехать несколько километров по лесной извилистой, но, тем не менее, отличной асфальтовой дороге до маяка Сааре.

В окрестностях мыса Церель было три батареи (№40, 41, 43) времен Первой Мировой войны и одна батарея (батарея Стебля) Второй Мировой. К сожалению, от всех этих батарей остались лишь отдельные напоминания, да и те скрыты высокой травой, покрывающей изрытую снарядами землю.
Мы оставили ТурбоВикикинга на берегу моря недалеко от маяка, а сами пошли осматривать те места, куда я с детства хотел попасть.

Невысокие орудийные дворики, земляные брустверы, одинокие бетонные стенки и здоровенные воронки – вот и все что осталось от героической батареи старшего лейтенанта Бартенева. Батарея №43 имела на вооружении всего четыре 12-дюймовый орудий, которые посылали пятисоткилограммовые снаряды на 15 миль. Эта батарея строилась перед самой войной и на момент ее начала не имела никаких укрытий, в отличие от многих береговых батарей. Фактически это были просто четыре орудия стоявших в голом поле. Основной задачей батареи была оборона Ирбенского пролива от входа в Рижский залив германской эскадры.

Основные события на батарее развернулись в октябре 1917 года во время Моонзундского сражения. Командовал батареей старший лейтенант Бартенев. Как известно в 1917 году на фронтах сложилась тяжелая обстановка – дезертирство, нежелание исполнять приказы, та же участь постигла и батарею на Цереле. Тем не менее, Николай Бартенев сумел организовать оборону батареи и во время операции «Альбинон» вступил в неравный бой с немецкими линкорами. В это время в проливе Моонзунд погиб броненосец «Слава», русская эскадра отступила на Север, а немецкие войска начали захват островов Моонзундского архипелага, в том числе и острова Эзель. Батарея Бартенева до последнего сражалась с немецкими кораблями, но противостоять подходившим с тыла немцам не могла. Батарея пала, многие ее защитники так и лежат в земле Цереля. Бартенев же был ранен и попал в плен к немцам.

Если будет желание, прочтите Пикуля или посмотрите фильм «Моонзунд» с Меньшиковым и Гостюхиным. Если откинуть отдельные моменты, добавленные в фильм советской пропагандой, то он действительно хороший.
А нам настало время возвращаться домой, и поэтому как мне не хотелось уезжать из этих мест, а ТурбоВикинг лег на обратный курс и понес нас вдоль Балтийского моря в направлении дома.
На обратном пути мы заехали посмотреть на метеоритный кратер Каали, который находится в трех километрах от трассы Куресааре – Куйвасту. Это небольшая впадина, правильной полусферической формы, на дне которой небольшое озерцо. Место красивое, рекомендую заехать, это не займет много времени.

Мы пересекли пролив Моонзунд, и поехали в Таллинн, откуда на пароме перебрались в Хельсинки. Вообще пересечение границы из России в Эстонию не составляет никаких проблем, а вот для пересечение из Эстонии в Россию необходимо пройти электронное бронирование времени прохождения на сайте эстонской таможни. Это очень неудобно, и так как все места в электронной очереди были занятии на три дня вперед, а прохождение границы в живой очереди составляет 12 часов, мы решили перебраться в Суоми и въехать в Россию через финскую границу.

В Таллинне мы капитально ступили. В этот день из Таллинна в Питер уходила «Принцесса Анастасия», и можно было напрямую добраться до дома, переночевав на пароме. Вместо этого мы купили билет на паром «Nordlandia» компании Ecero, и на нем перебрались в Хельсинки, откуда уже поздно вечером поехали на границу.
Миновали финскую границу, а на русской нас вновь ждал цирк. Русские погранцы не спешили осматривать машины, пока их не скопилось определенное количество. Хамоватая деваха в кепке, попросила открыть багажник. Порылась в чемоданах и тут увидела кассету зажигания:
— Что это? – спросила она.
— Запчасть.
— Зачем она вам?
— На всякий случай.
— Нет, зачем она вам в Финляндии.
Тут я не выдержал, завелся:
— Дамочка, вы на машине катаетесь?
Кивок.
— У вас запасное колесо есть?
Кивок.
– Зачем оно вам?
— Ну…
— Вот за этим и мне нужна эта запчасть! У вас еще есть ко мне вопросы по существу? – В этот момент на нас смотрели практически все, кто пересекал границу.
— Чего вы завелись? Проезжайте.
Вот так мы оказались в нашем гетто.
За время нашего путешествия мы проехали почти полторы тысячи километров по двум государствам, прокатились на трех паромах, осуществили одну мечту, и вдоволь накупались в курессаарских аквапарках. Что касается ТурбоВикинга, то за все время поездки не было ни единого косяка, кроме продолжавших проседать пружин. Так что «СААБ» вновь доказал свою состоятельность в автопутешествиях.



Source: www.drive2.ru