Погода во всех пяти местностях была окружающий мир

Тема:Погода и климат.

Цели урока:

  1. Научить различать погоду и климат

  2. Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.

Оборудование

: термометры: уличный, комнатный, медицинский; веер. Кипящая жидкость в сосуде для конденсации капель, стекло, календарь погоды, мультимедийный аппарат, процессор, экран.

  1. Организационный момент(Звучит песня у природы нет плохой погоды)

Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

2. Создание проблемной ситуации и актуализация знаний.

— Почему на Земле происходит смена времён года? (Слайд 3) (Приложение – Презентация)

Чем отличается погода в разное время года? Какие предположения?

— В какое время года Солнце поднимается на небе выше?

— Почему летом в тени теплее, чем на солнечной стороне зимой? (Слайд 4)

— Если в нашем Северном полушарии зима, то в Южном полушарии какое время года?

— Одинаковая ли погода на Земном шаре? А климат?

— Что такое климат? Кто-то, может, знает?

О чем мы будем говорить на уроке?

— Сегодня на уроке мы должны научится различать погоду и климат. (Слайд 5) Может быть кто-то уже готов сказать различия? Но прежде чем научиться различать давайте с вами точнее узнаем, что такое погода, а что такое климат.

— В космосе царит холод более сильный, чем в морозильнике. Все предметы, освещённые Солнцем, нагреваются. Почему же на поверхности Земли никогда не бывает так горячо, как например, на Луне днём, и не бывает так холодно, как на Луне ночью?

Какие у вас предположения?

+ Потому что Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой. (Слайд 6) АТМОСФЕРА

— Посмотрите на нашу планету из космоса. Нам не видно материков и океанов. (Слайд 7)

(Слайд 6) Какие атмосферные явления вы знаете?

hello_html_6c46cc53.gif

3.Объяснение нового материала.

Когда вы собираетесь утром в школу вам родители говорят: «Одевайся по-теплее».

Почему они так говорят?

— Что же позволяет получить объективные сведения о тепле или холоде?

+Ответы детей. (Слайд 9)

hello_html_m188eb3fa.gif

а) Температура воздуха(Слайд 10)

— При помощи чего мы определяем температуру воздуха?

-. Термометры бывают разные:

Медицинский – для измерения температуры тела человека или животных;

Водный – для измерения температуры воды;

Воздушный – для измерения воздуха в комнате или на улице; (Слайд 11)

На всех термометрах есть шкала, по которой можно определить измеряемую температуру. Но есть ли различия между термометрами?

+ Они не все одинаковые.

— Но нас интересует уличный термометр для измерения воздуха на улице. (Слайд 12)

— Что можете сказать об уличном термометре?

+ Ответы детей

(Щ) Шкала термометра имеет градуировку от + 50° до — 50° , так как теплее и холоднее температура воздуха у нас не бывает – поэтому нам хватает этой шкалы.

— Как же записать температуру? (Щ) Эту задачу решили тоже – если нужно обозначить тепло выше 0°, то перед цифрой, обозначающей количество делений – градусов ставят знак плюс ( + ) — положительная температура, а перед холодной знак минус ( — )- отрицательная температура. У термометра есть стеклянная трубочка с подкрашенной жидкостью (Щ)

Вывод: Итак, при помощи чего мы измеряем температуру воздуха ?

б) Ветер (Слайд 13)

Опыт: действие веера.

— Что вы почувствовали?

— Что же такое ветер?

+ Это движение воздуха.

(Щ) Посмотрите на героев нашего учебника. О чём они разговаривают?(стр.72)(слайд14)

— Так как же образуется ветер?

Ответы детей.

(Щ) Прохладный ветер с реки дует на берег, там он согревается и поднимается вверх, а его место занимает снова прохладный воздух.

Ветер может быть разным по своей силе. (Слайд 15)

Силу ветра можно выразить такими словами:

Безветрие Слабый ветер Умеренный ветер Сильный ветер Ураган(15,16,17,18,)

Сильный ветер или ураган может приносить большие неприятные последствия и жертвы (Слайд 19)

Чем отличается ветер в разные времена года?

Итак, мы поговорили о ветре. Что вы запомнили?

в) Облачность и осадки (Слайд 20)

(Слайд 21)

Дожди, туманы, росы, лёд –
Нам всем нужна вода.
Такой её круговорот
В природе навсегда!

— Как образуются осадки?

— Как ветер и сила тяжести помогают воде путешествовать?

— Я сегодня хочу вам рассказать сказку о капельке, которая путешествовала. (Слайд 22)

Сказка о капельке

Жили-были маленькие капельки воды: одни капельки весело плескались на волнах в море, (23)другие лежали на листьях (24)деревьев, третьи(25) – просто на земле. А вверху светило яркое солнышко. Капельки, греясь лучами теплого солнышка, становились воздушными и могли летать. (Слайд 26)

И вот однажды капельки решили полететь к солнцу. Они поднимались все выше и выше. Чем выше капельки поднимались, тем холоднее становился воздух. Капельки мерзли и превращались в маленькие льдинки. Они сбились в кучку и так продолжали подниматься вверх. А снизу к ним в кучку добавлялись новые капельки, и они тоже замерзали. Так получилась туча, которая все росла и росла. (Слайд 27)

Когда туча стала совсем большой, капелькам трудно было удержаться в туче, и они, сцепив ручки, стали опускаться вниз в виде снежинок. Внизу у земли воздух был гораздо теплее, так как было лето, и маленькие льдинки-снежинки снова превратились в капельки воды. Одни капельки упали в море, реку, другие – на землю, третьи – на деревья. (Слайд 28)

Через некоторое время, согревшись, капельки снова пустились в путешествие к солнышку и обратно. Но теперь, когда наступила зима, и воздух у земли стал холодным, замерзшие капельки опустились на землю снежинками. (Слайд 29)

Так на земле происходит постоянный круговорот воды. (Слайд 30)

— Сейчас мы с вами проведём опыт: Я на чайник с кипящей водой положу стекло, а вы должны объяснить что происходит.

+ Ответы детей

Работа в рабочей тетради стр.22№3

В атмосферном воздухе всегда содержится вода в воде пара. Он бесцветный и прозрачный и поэтому невидим. Когда в воздухе находится мало пара то иногда в небе можно наблюдать такую картину – безоблачность(31). При охлаждении пар превращается в мельчайшие лёгкие капельки, из которых состоят облака. Покрывая небо, они создают облачность. (Слайд 32) Если облака продолжают охлаждаться, капли тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков. По виду облаков можно предсказывать погоду: перед дождём облака превращаются в тучи. (Слайд 33)

(Слайд 34, 35) Осадки вы запомнили хорошо. (слайды осадки)

А как называются люди предсказывающие погоду? (ответы детей) смотрим ролик

Итак, с погодой мы разобрались. А что же такое климат?

Какие у вас предположения?

Климат – это характерная (регулярно повторяющаяся) смена погодных условий в течение года.

(Слайд 30) — Как вы думаете в разных частях Земного шара разный климат или одинаковый?

— Для каждого участка земного шара один и тот же характерный режим погоды повторяется из года в год.

— Дома вы опросили свих родителей и узнали характерную погоду для нашей местности в разное время года. Работали вы по группам. Давайте выслушаем представителя каждой группы (Слайд 39) и узнаем характерную погоду для

Зимы — зима суровая, продолжается 5 месяцев – с ноября по март. Морозы могут достигать до — 30,может быть оттепель — 0°, средняя температура около -15°, ветра обычно бывают холодные, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и снеговые тучи, осадки в виде снега.

Весны — весна короткая, начинается в апреле, обычно к концу апреля снег на полях сходит, в мае обычно устанавливается тёплая погода, распускаются растения, средняя температура около +10°, ветра обычно бывают тёплые, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи, осадки в начале весны могут быть в виде снега, а в основном в виде дождя.

Лета – лето длится 3 месяца. Наиболее жаркая погода в конце июля начале августа. Иногда температура воздуха поднимается до +40°, средняя температура около +25°, ветра обычно бывают тёплые, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи осадки в основном в виде дождя.

Осени – осень начинается в сентябре, но бывает обычно ещё солнечно, а в октябре в основном осадки в виде дождя и мокрого снега, холодный ветер, средняя температура около +10°.

-Какое время года сечас?

— Какая погода сегодня? (Слайд 40)

-Откройте рабочие тетради стр.24

-Давайте охарактеризуем сегодняшнею погоду

4. Закрепление

1)Работа в группах (карточки)

1-я группа.

Определите, что относится к климату, а что к погоде.

Сегодня налетел сильный ветер, небо покрылось тучами, и из них полился мелкий дождь.

А обычно зимой у нас идет снег.

2-я группа.

Определите, что относится к климату, а что к погоде.

Весной тает снег, ярко светит солнце.

А в этом году в апреле еще шел снег и мела метел

3-я группа.

Определите, что относится к климату, а что к погоде.

Осень радовала нас солнечными и теплыми днями.

Хотя уже давно должны были идти дожди.

4-я группа.

Определите, что относится к климату, а что к погоде.

Лето всегда ждешь с нетерпением, так хочется солнечного тепла, ласкового ветра и озорного дождя.

Вот уже неделю с неба смотрит на нас палящее солнце, очень душно, а дождя все нет и нет.

— Чем отличается погода от климата? (Слайд 34)

Погода

Климат

-состояние атмосферы

-в определённое время

-в определенном месте

-погода каждый день мажет меняться

-изменение погоды

-в течении года

-в определенном месте

-для каждой местности свойственен вполне определенный климат.

Ответы детей.

5. Итог.

— Говоря об особенностях сегодняшнего дня, мы имеем дело с погодой. Климат – это характерная (регулярно повторяющееся) смена погодных условий в течение года. Для каждой местности свойственен вполне определённый климат, а погода отдельного дня может приносить сюрпризы. В 2006 году наблюдалось такое явление, что в декабре во Франции стояла такая жара, что многие люди шли на пляж загорать, а в этом 2007 году в Германии выпал снег в августе. В середине 18 века в Москве выпал снег в июле и пролежал до следующей весны.

— На следующем уроке мы будем учиться по определённым признакам предсказывать погоду, а для этого нужно быть наблюдательными каждый день.

6. Домашнее задание

С.70-73читать, выполнить задания Р.т.с.24 вести наблюдения за погодой в течении недели

7. Оценивание. (Слайд 36) Рефлексия

-Давайте узнаем , какая атмосфера, погода царила на нашем уроке. Выберете знак, соответствующий вашему настроению.

hello_html_295d8bb9.png— доволен собой

hello_html_972a02b.png— не совсем доволен

hello_html_2c293958.png— не доволен

Литература.

1. Вахрушев А.А.и др. Окружающий мир. Учебник – тетрадь для 2 класса: Наша планета Земля. В 4 частях. Часть 1. Издательство ООО “Баласс” 2004.

2. Никитенкова Н.А. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Окружающий мир. 2-й класс. Фестиваль педагогических идей Открытый урок



Source: infourok.ru