Река Камызяк (река) на карте Астраханской области
_____________________________________________________________________
Астраханская область, а так же список рек России по субъектам Федерации.
- Ахтуба
- Бардынский банк
- Бахтемир (река)
- Белинский банк
- Бузан
- Васильевский банк
- Волга
- Дальний Осерёдок
- Камызяк (река)
- Каралатский Главный Банк
- Кигач (река)
- Кривой банк
- Подстепка
- Старый Иголкинский банк
- Юринский банк
Камызя́к — река в Камызякском районе Астраханской области России
, вместе с рекой Кизань образующая один из крупнейших рукавов дельты Волги. На левом берегу Камызяка расположен одноимённый город.Гидрография
Камызяк образуется приблизительно в 15 км южнее Астрахани из слияния трёх рек: крупной Кизани (известной также как Тизань, Тизан), берущей начало из Волги, и ериков Мансура и Чагана; имеет течения до 60 км, отделяя от себя влево до 5 рукавов и впадая в Каспийское море. Система Кизань—Камызяк, наряду с реками Ахтубой, Старой Волгой, Бузаном, Болдой и Бахтемиром, относится к числу крупнейших из приблизительно 500 рукавов, протоков и мелких рек в дельте Волги, питая центральную дельту .
Ширина реки составляет приблизительно 200—500 м. Берега реки низменные на всём её протяжении. Грунт по бару преимущественно иловато-глинистый, изредка песчаный.
Название
Гидроним «Камызяк» происходит от каз. камысозек — «камышовый проток» (камыс — «камыш», озек, узяк — «проток»).
Хозяйственное использование
Река не является судоходной. Первоначально, по произведённым в 1855 году исследованиям для продолжения наиболее удобного фарватера на Волге от Астрахани по Каспийскому морю, рукав Камызяка был признан наиболее подходящим. Работы начались в 1858 году; предполагалось завершить их в течение 5—6 лет, и на издержки было выделено 1 600 000 рублей; однако в действительности работы заняли около 12 лет, стоили более 2 000 000 рублей и завершились полным провалом: шторм и наводнение 20 и 21 октября 1869 года разрушили все сооружения, вследствие чего работы были прекращены, а с 1874 были начаты работы по углублению прежнего Бахтемировского фарватера посредством землечерпальных работ (рукав Бахтемир поддерживается в судоходном состоянии и в настоящий момент, образуя Волго-Каспийский канал).