Традиционные предметы быта осетинского народа фото

  Материальная культура и прикладное искусство осетин прошлого. (фото)Материальная культура и прикладное искусство осетин прошлого.  

Географические условия территории, занимаемой аланами, осетинами, во многом определили своеобразие исторического развития этого народа, особенности его хозяйства, быта и культуры.
  Высокогорные районы Осетии отличались не только труднодоступностью и суровым климатом, но и отсутствием крупных лесных массивов. Это обстоятельство сказалось на всем хозяйстве горцев, на облике построек, воздвигавшихся здесь в основном из камня.  
  Основными поставщиками леса, употреблявшегося главным образом для строительства хозяйственных помещений, были жители верховья Большой Лиахвы, славившиеся своим мастерством в обработке дерева. Изделия этих мастеров – различные сельскохозяйственные орудия, предметы домашнего обихода – продавались во всех районах Центральной и Северной Осетии.  
  Богаты недра Осетии различными металлами (золото, серебро, свинец,цинк), разрабатывавшиеся ещё предками осетин – древними кобанцами и скифо-сармато-аланскими племенами. Как свидетельствует народное предание, легендарный осетинский герой – полководец Ос-Багатар добывал во времена грузинского царя Вахтанга I (446 — 499 гг.) серебро в Садонских рудниках. Однако после его смерти, когда началась борьба между его сыновьями, разработка этого месторождения прекратилась.
  О существовании горного производства и широком использовании серебро-свинцовых месторождений еще в отдаленные времена свидетельствуют сохранившиеся в горах Осетии шахты, о которых не раз сообщалось исследователями и путешественниками прошлого.  

 

Главными занятиями осетин издавна являлись земледелие на равнине и скотоводство в горах. Появление важнейших орудий сельского хозяйства у осетин относится к аланской эпохе, а в некоторых случаях и к более отдаленному периоду.
  Среди важнейших занятий осетин в прошлом внимания заслуживает охота, с которой связано не только появление огнестрельного оружия, но и изготовление пороха и свинца для пуль. На основании конструкции бойниц боевых башен можно полагать, что огнестрельное оружие применялось осетинами уже в XVI веке.
  В хозяйстве осетин важное значение занимали домашние и кустарные промыслы. Наибольшее развитие получили те, которые обеспечивались местным сырьем. К ним относятся: производство сукна, приготовление сыра, масла, изготовление деревянных изделий.  
 Одним из древнейших занятий осетин была обработка шерсти. По определению В.И.Абаева, многие названия частей ткацкого станка, веретена и шерсти имеют древнеирранские названия. Как указывают дореволюционные авторы, осетинские сукна отличались высоким качеством и славились по всему Кавказу.  
  Весьма своеобразными чертами характеризуются поселения и жилища осетин, их древние оборонительные сооружения и другие памятники материальной культуры, развалины которых до сих пор сохранились в горах Осетии.  
  Наиболее древними постройками в горах являются башня (машыг), дом-крепость (гэнах) и замок (галуан).Среневековый историк Вахушти характеризует Осетию, как область, славящуюся огромным количеством башен и крепостей. Осетинские башни отличаются своим внешним видом, характером кладки от башен соседних народов. Они делились на три вида: наблюдательно-сторожевые, боевые – защитные и жилые.

Рядом с поселениями осетин в горах существоали многочисленные склепы (заппаз), построенные в разные эпохи и подразделяющиеся на три вида: подземные, полу-подземные и надземные. Появление склепов у осетин объясняется не только сохранением древних традиций , но и малоземельем.  
  Большой интерес предстаавляет традиционный костюм осетин, формировавшийся на протяжении многих веков. По описаниям одних историков, осетины надевали рубашку (хэдон), штаны (халаф). По другим данным – носили длинные узкие брюки, достигавшие башмаков, сделанных из очень тонкой кожи. Верхней одеждой служил бешмет (куырэт) – весьма древний элемент одежды осетин, название которого восходит к скифской эпохе. Судя по описанию, бешмет был повседневной распространенной одеждой как мужчин, так и женщин. Черкеска же, отличавшаяся от бешмета покроем, являлась праздничной одеждой.  
  Широко использовали, особенно в горах, своеобразную обувь – арчита. Головным убором служила шапка из овечьего меха – уэлдзарм худ, а в летнее время — горская шляпа (нымат худ).  
  Возникновение черкески относится к послемонгольскому периоду и связано с появлением у горцев огнестрельного оружия и пороха. Для хранения пороха на груди бешмета по обе стороны пришивали по карманчику с гнездами, в которые вставляли от 5 до 9 деревянных или костяных патронов с отмеренным количеством пороха (бэрц — мерка). Позже они стали элементом украшения (газыри) черкески. Таким образом, развитие черкески идет от бешмета. Для черкески предпочитали домотканное или фабричное сукно черного, коричневого или серого цвета.
  Необходимыми принадлежностями костюма осетин, как и других горцев Северного Кавказа, являлись: узкий кавказский пояс, украшенный металлическими и серебрянными бляхами (роны аеваегтае), и кинжал, имевшие большей частью позолоченную или серебряную оправу.  
  Осетинский женский костюм, по описанию многих древних историков, изначально не сильно отличался от мужского по покрою. Но в конце позапрошлого и начале прошлого века он претерпел значительные изменения. Праздничное женское платье теперь имеет прямую спинку без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом спереди. На бедра обычно подвязывался богато орнаментированный бархатный передник, который выступал из под платья. В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава, сделанные из тяжелого, расшитого золотыми нитями бархата бордового цвета. Стан стягивался красивым позолоченным поясом. Необходимой принадлежностью костюма девушки и молодой женщины являлась невысокая круглая бархатная шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном.  

В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим и отложенным воротником, с прямым разрезом на груди до пояса, с сужающимися к запястьям рукавами.
Чрезвычайно богато и разнообразно прикладное и изобразительное искусство осетин, о чем свидетельствует представленный ниже материал, образцы орнамента, резьба по дереву, вышивка, художественная обработка металла, резьба по камню.  

Анализ этнографического и археологического материала позволяет судить о прямой преемственной связи осетинского изобразительного искусства с культурой древних кобанцев, скифов, сарматов и алан.  

 Традиционные музыкальные инструменты осетин немногочисленны и имеют значительное сходство с музыкальными инструментами соседних народов, особенно балкарцев, адыгов и сванов.Вызывает большой интерес происхождение каждого из этих инструментов.  

До 80-х годов позапрошлого векау осетин имелась пастушья свирель (уадынз), двухструнная скрипка (хъисын фэндыр) и двенадцатиструннаямалая угловая арфа (дыууадэстэнон фэндыр), на которых могли играть только мужчины. Тогда же в Осетии появилась и двухрядная гармонь, занесенная из России. Она со временем получила такое распространение, что почти «изгнала» из употребления все остальные народные инструменты. Позднее, наряду с гармонью, на которой могли играть только женщины, к осетинам проникли также трещотки (къарцгаенаентае) из Кабарды и бубны (доули) из Дагестана.  

Можно полагать, что арфа, занесенная на Кавказ скифо-сарматами, была распространена и у алан, от которых она перешла к осетинам и балкарцам. Осетинский нартский эпос, в котором нашел отражение быт алан, вполне подтверждает это мнение.  
  К древним музыкальным инструментам осетин относится и свирель (уадынз). В нартском эпосе уадынз является принадлежностью знаменитого певца Ацамаза, от чудесной игры которого пробуждается животный и растительный мир. В быту осетин свирель считалась в основном пастушеским музыкальным инструментом, который изготавливали из камыша, бузины и иных зонтичных растений. Общая длина свирели колебалась от 50 до 70 см. Она имела в верхней части от трех до пяти отверстий.
  В представленном ниже материале делается попытка показать разные стороны жизни осетинскогонарода: хозяйственную деятельность, материальную культуру, прикладное искусство. Представленные в альбоме орудия труда и средства передвижения, а также другие предметы быта дают возможность судить о занятиях населения и об уровне развития основных отраслей хозяйства осетин в прошлом.  

Выдержки из книги:
Б.А.КАЛОЕВ.
Материальная культура и прикладное искусство осетин»
Академия наук СССР
Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая
Северо-Осетинский научно-исследовательский институт.
Издательство «Наука», Москва, 1973 г.  

                                                                                                      ИЛЛЮСТРАЦИИ   

 

alt

 

Горные пахотнные орудия 

 

 

alt

 

Тяжелые деревянные передковые плуги 

 

 

alt

 

Орудия подсечного земледелия 

 

 

alt

 

Бороны 

 

 

alt

 

Орудия посева, уборки и веяния 

 

 

alt

 

Орудия жатвы и уборки 

 

 

alt

 

Орудия молотьбы и веяния 

 

 

alt

 

Амбары и сапетки 

 

 

alt

 

Помещения для хранения кукурузы (къуту) 

 

 

alt

 

Ручные мельницы (армгрой) 

 

 

alt

 

Орудия косьбы и уборки сена 

 

 

alt

 

Орудия для обработки шерсти и кожи 

 

 

alt

 

Инструменты для обработки дерева 

 

 

alt

 

Кузнечный мех и токарный станок 

 

 

alt

 

Маслобойки и цедилки для молока 

 

 

alt

 

Ульи и предметы пчеловодства 

 

 

alt

 

Охотничьи принадлежности и формы для изготовления пуль и пороха 

 

 

alt

 

Меры весов 

 

 

alt

 

Сани 

 

 

alt

 

Средства передвижения 

 

 

alt

 

Различные виды креплений для перевозки тяжестей 

 

 

alt

 

Арбы 

 

 

alt

 

Из осетинского быта старых времен 

 

 

alt

 

Печи 

 

 

alt

 

Утварь для варки мяса 

 

 

alt

 

Крюки для подвешивания мяса и сала 

 

 

alt

 

Деревянная утварь 

 

 

alt

 

Приготовление осетинского пива 

 

 

alt

 

Сосуды для пива 

 

 

alt

 

Надочажная цепь и другая утварь 

 

 

alt

 

Предметы быта 

 

 

alt

 

Бокалы и ковши для пива 

 

 

alt

 

Глиняная и медная посуда 

 

 

alt

 

Осетинские треножные столики (фынг) 

 

 

alt

 

Образцы резьбы по дереву 

 

 

alt

 

Изделия осетинских мастеров по дереву 

 

 

alt

 

Мужские головные уборы (худ) 

 

 

alt

 

Башлыки 

 

 

alt

 

Мужской костюм (цухъатэ) 

 

 

alt

 

Традиционный девичий головной убор 

 

 

alt

 

Праздничное женское платье 

 

 

alt

 

Старинная повседневная обувь 

 

 

alt

 

Образцы осетинского орнамента 

 

 

alt

 

Орудия рукоделия 

 

 

alt

 

Украшения традиционного мужского костюма 

 

 

alt

 

Изделия златокузнеца Н.Джатиева 

 

 

alt

 

Осетинские музыкальные инструменты 

 

 

alt

 

Арфы (12 танон фандыр) 

 

 

alt

 

Образцы орнамента на металле 

 

 

alt

 

Образцы орнамента на камне 

 

 

alt

 

Резьба по дереву 

 

 

alt

 

Террасные и оконные карнизы 

 

 

alt

 

Резьба по дереву 

 

 

alt

 

Навершия тростей 

 

 

alt

 

Седло и лыжи (къахдзоныгътэ) 

 

 

alt

 

Надгробные памятники 

 

 

alt

 

Надгробные памятники в сел. Кора-Синдзикау 

 

 

alt

 

Типы башен 

 

 

alt

 

Древние святилища 

 

 

alt

 

Типы горного жилища осетин 

 

 

alt

 

Типы жилища в Кударском ущелье Южной Осетии 

 

 

alt

 

Типы жилища в горной и равнинной Северной Осетии 

http://www.ossetians.com/



Source: osinform.org