Урок русский язык один из индоевропейских языков

ГБУ ДПО РО

«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Курсовая работа

слушателей курсов повышения квалификации

Платоновой Екатерины Константиновны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Дарьевская СОШ»

Родионово-Несветайского района;

;

17.10.2016 – 19.11.2016

Тема урока:

Русский язык – один из индоевропейских языков

(7 класс, УМК Русский язык: 7 класс под ред. А. Д. Шмелёва).

Цель: дать элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков.

Планируемые результаты:

Личностные осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Метапредметные

Регулятивныеопределяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

Познавательные передают содержание в сжатом (развернутом) виде.

Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Предметныеимеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков.

Ход занятия

I. Организационный этап.

— Приветствие учителя.

II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Знакомство с аппаратом учебника.

— Изучите оглавление. Что новое вы узнаете в результате изучения курса русского языка в 7 классе?

2. Актуализация опорных знаний.

— Возникал ли у вас интерес к истории своей семьи, своему роду?

— Составлял ли кто-либо в вашей семье древо своего рода?

— Что означает словосочетание «родословное древо»?

— Какой язык в вашей семье считается родным?

— Почему люди разных национальностей могут понять друг друга?

— Как вы думаете, о чём сегодня поведём разговор?

— О чём тема урока? (о русском языке)

— Тема не закончена. Посмотрите на слайд.

Слайд 1.

hello_html_35d8a179.gifhello_html_m4d622349.gifhello_html_m5a25dbd6.gif

Слайд 2.

hello_html_m522ae581.jpghello_html_7247d03b.gifhello_html_1e2ee62.gif

— Имеет ли отношение русский язык к Индии и Европе?

А откуда мы вообще можем знать из какого языка какие языки возникли? Свидетельства о рождении языкам никто не выдает.

— Откройте учебники на странице 10 и разрешите свою загадку.

(Запись темы урока. Орфографический комментарий. Формулируются цели урока на основе вопросов).

— Что хотели бы знать? (Происхождение русского языка, названия древних языков)

— Чему бы вы хотели научиться? (Классифицировать языки, определять их принадлежность к определённой группе языков)

III.

Усвоение новых знаний.

  1. Беседа с классом.

(Вопросы к иллюстрации на странице 10)

  • Как вы думаете, почему для объяснения родства языков используется название древо или дерево языков?

  • В каком случае также используется термин генеалогическое древо?

  • Что в обоих случаях обозначают словом ветвь?

  • Найдите на рисунке, откуда берёт начало славянская ветвь (группа) индоевропейской языковой семьи.

  • Какие ещё языки входят в индоевропейскую семью?

  • Найдите на схеме названия древних языков на ранних стадиях их существования.

  • Как называют язык, из которого (предположительно) возникли все языки человечества?

  • Как называют древний язык, от которого произошли русский и другие славянские языки?

  1. Словарная работа (на основе толкового и этимологического словарей)

Дерево, генеалогическое, ветвь

Слайд 3.

Карточка-информатор

Толковый словарь Ожегова

ДРЕВО — -а,мн. деревья, -ьев (устар. высок. дерева, дерев, деревам), ср. 1. Многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону. Хвойные, лиственные деревья. 2. ед. То же, что древесина (во 2 знач.). Мебель светлого дерева. Резьба по дереву. Постучи по дереву! (шутл. примета: нужно постучать по че-му-н. деревянному, чтобы не сглазить). * Родословное дерево — то же, что генеалогическое древо. || уменьш. деревце, -а, мн. -а, -ов и -вец, ср. (к 1 знач.) и деревцо, -а, мн. -а, -ов и -вец, ср. (к 1 знач.). || прил. древесный, -ая, -ое.

Этимологический словарь Шанского

ДРЕВО — Общеслав. Суф. производное (ср. древеса) от той же основы, что и драть, др.-инд.dāru, греч. dory, хеттск. taru и т. д. Первоначальное значение сущ. дерево — «выдранное или ободранное» (ср. диал. деревки «росчисть, подсека», т. е. расчищенное от деревьев место).

Толковый словарь Ушакова

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВОграфическое изображение рода, происходящего от одного предка, обычно в виде разветвленного дерева.

Этимологический словарь

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙот генеология {Греч. γενεαλογία}

Толковый словарь Ожегова

ВЕТВЬ —

-и, мн. -и, -ей, ж. 1. То же, что ветка (в 1 знач.). 2. Ответвление от чего-н. основного, главного, отходящая в сторону часть чего-н. В. горного хребта. В. дороги. Ветви трахеи. 3. Отдельная линия родства. Боковая в. рода. || прил. ветвяной, -ая, -ое (к 1 знач.).

Этимологический словарь

ВЕТВЬ — ближайшая этимология: Веґтка, укр. Вiть, др.-русск., ст.-слав. вKтвЮ, собир. вKтвиэ, болг. Веґтка, Веґтва,Веґя, словен. ve? ja, чеш. ve№tev, слвц. ve№tev; др. ступень гласного чередования: словин. vji~tev, словен. vi? tva, польск. witwa «ива». Далее, сюда же Вью, Вить. 

  1. Работа над упражнением 2 на странице 11.

(Выполняется на основе слайда. Зрительный ряд, представленный на слайде, помогает учащимся построить устное монологическое высказывание)

— Прочитайте текст и объясните, почему языковая семья, к которой относится русский язык, называется индоевропейской. (Текст читает учитель).

— Дополните схему названиями групп (ветвей) индоевропейской семьи зыков на основании прочитанного текста. (Заполнение схемы)

Слайд 4.

индийские

Индоевропейские языки

hello_html_m515cafa9.gif

hello_html_m658d2711.gifhello_html_m734899e9.gif

hello_html_m845c080.gifhello_html_m1cb89ed8.gifhello_html_43cd5575.gifhello_html_3a1b8d34.gifhello_html_76dbb001.gif

hello_html_m515cafa9.gifhello_html_m515cafa9.gif

hello_html_m515cafa9.gifhello_html_m515cafa9.gifhello_html_m515cafa9.gif

hello_html_m44680c8b.gifhello_html_m5d73eb05.gif

hello_html_m515cafa9.gifhello_html_m515cafa9.gif

hello_html_m2893497e.gifhello_html_m4855605d.gifhello_html_205c841e.gif

hello_html_m515cafa9.gifhello_html_m515cafa9.gifhello_html_m515cafa9.gif

— Как вы понимаете: живые и мертвые (вымершие) языки?

— В схеме маркером отметьте живые и мертвые языки. (Схема проецируется на доску)

4. Динамическая пауза.

Слайд 5.

Орфографическая и орфоэпическая минутка

Ностратический, индоевропейский, индийский, иранский, романский, греческий, германский, балто-славянский, южно-славянские,

западнославянские и восточнославянские

  1. Работа с презентацией «История создания орфографического словаря»

Слайд 6.

hello_html_m6131d27b.gif

Слайд 7.

Первый словарь на Руси

hello_html_3cfbccd6.jpg

Слайд 8.

Орфографи́ческий слова́рь — словарь, содержащий перечень слов в нормативном написании.
Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии.

6. Работа над упражнением 3 на странице 13.

— Как вы думаете, какой язык считается самым древним?

— Давайте обратимся к упражнению 3. Прочитайте текст и объясните, что называют праязыком человека и чем он отличается от древних языков.

— В чём заключается основная мысль этого текста?

— Спишите 1-й абзац текста упражнения 3. (Самопроверка с помощью интерактивной доски)

IV. Домашнее задание.

  1. Упражнение 4 на странице 14 (базовый уровень).

(Подготовка к выполнению с помощью зрительного ряда)

— Рассмотрите рисунки. К каким народам они относятся?

— На каких языках говорят эти народности?

  1. Краткосрочный проект (1-2 недели) на основе упражнения 5 на странице 15 (повышенный уровень).

А для тех, кому понятны и близки слова «На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость», станьте исследователями этой проблемы и выполните увлекательное задание упражнения 5. В этом вам помогут:

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

Мир слова русского http://www.rusword.org/

Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru

Совместный сайт Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и компании «Словари.ру» http://www.slovari.ru

Каталог детских ресурсов по русскому языку и литературе http://www.kinder.ru

V.  Итог урока. Рефлексия

— Как вы понимаете выражение «глубина изучения языков»?

— Для чего нужно знать происхождение языка?

— Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы оформили обложку для книги о происхождении языка?

hello_html_6c7a93c5.gif



Source: infourok.ru