В каких типах стран и регионах отмечен максимальный рост крупнейших

Урбанизация как фактор экономической и территориальной организации общества. В начале ХХ в. урбанизация стала главным фактором экономического развития и изменения территориальной организации общества в большинстве стран мира. В течение ХХ в. резко выросла численность горожан, увеличилось количество городов, особенно крупных; урбанизация распространилась на менее развитые регионы мира. Следствием этих процессов стали концентрация мировой экономической мощи в небольшом числе городов в развитых странах, формирование мировой сети взаимодействующих крупнейших городских центров, изменения в мировых моделях накопления и потребления.

Городское население росло главным образом за счет следующих факторов: миграции из сельских районов, естественного прироста (ныне этот фактор продолжает играть важную роль в менее развитых регионах мира) и урбанизации сельских районов — превращения сельских населенных пунктов в городские.

Рост доли городского населения и числа городских агломераций, 1700-2015 гг.:

Год 1700 1800 1900 1950 1970 1990 2005 2015
% городского населения 10 12 14 29 37 43 49 58
Число городских агломераций с населением более 1 млн человек 0 1 16 83 165 326 447 564

Если в начале ХХ в. всего лишь 14% населения Земли проживало в городах и насчитывалось 16 городов миллионеров, то к 1950 г. доля городского населения возросла более чем в 2 раза, а число городов миллионеров — почти в 5 раз.

К 2005 г. почти половина жителей Земли стали горожанами, а число городских агломераций с численностью населения более 1 млн чел. составило 447.

Наблюдавшаяся в течение ХХ в. концентрация населения, экономической и политической жизни в крупных городах привела к формированию представления о мировой экономике, сконцентрированной исключительно в городах.

Рабочая тетрадь. Задание 4. В каких типах стран и регионах отмечен максимальный рост крупнейших городских агломераций в 1950-2005 гг.?

Каждый из крупных городов окружен «сердцевидным» регионом с максимальными изменениями естественных ландшафтов, переходной зоной и обширной, мало затронутой достижениями современной цивилизации периферией.

Города и агломерации, соединенные транспортными магистралями, стали опорным каркасом расселения.

Мировые (глобальные) города.

Понятие «мировой город» возникло в начале ХХ в.; к числу первых мировых городов относились столицы ведущих европейских стран — Лондон, Париж, Берлин, Вена, а также города США — Нью Йорк, Бостон, Чикаго и Филадельфия. Мировые города выделяются по их роли в мировой экономике и политике как центры глобального управления миром: они являются центрами национального и мирового уровня, в них располагаются штаб квартиры международных политических и экономических организаций, концентрируются банковские, финансовые, страховые, медицинские, образовательные услуги; пересекаются главные направления международного транспорта. Эти города становятся центрами искусства, культуры, развлечений, очагами потребления, привлекающими не только внутренних, но и международных мигрантов.

К началу ХХI в. сформировались три основные зоны концентрации мировых городов: Западная Европа, Северная Америка, Азиатско Тихоокеанский регион. Мировые города есть и в Южной Америке — Сан Паулу, Рио де-Жанейро, Буэнос Айрес, в Африке — это Йоханнесбург, в Австралии — Сидней.

Мировые города (по П. Тейлору):

Категории Европа Америка Азия Австралия и Океания Африка
Ведущие Лондон, Париж, Милан, Франфурт-на-Майне Нью-Йорк, Лос-Анжелес, Чикаго Токио, Сянган, Сингапур
Главные Цюрих, Брюссель, Мадрид, Москва Сан-Франциско, Торонто, Мехико, Сан-Паулу Сеул Сидней
Второстепенные Амстердам, Дюссельдорф, Женева, Прага, Варшава, Рим, Стокгольм, Барселона, Берлин, Будапешт, Копенгаген, Гамбург, Мюнхен Бостон, Вашингтон, Даллас, Хьюстон, Сантьяго, Монреаль, Атланта, Буэнос-Айрес, Майами, Миннеаполис Каракас, Джакарта, Осака, Тайбей, Бангкок, Пекин, Куала-Лумпур, Манила, Шанхай, Стамбул Мельбурн Йоханнесбург

Как оценить урбанизацию. К важнейшим показателям, позволяющим количественно оценить уровень урбанизации, относятся: доля городского населения в численности населения страны и доля городского населения, проживающего в крупнейших городах. Эти показатели находятся в тесной связи с уровнем социально экономического развития страны.

Показателем урбанизации как пространственного процесса является сформированность систем расселения: существование на определенной территории крупного города как опорного каркаса системы расселения, средних и малых городов, выполняющих различные функции, но тесно связанных между собой производственными, социальными связями и единой транспортной сетью.

Региональные различия в урбанизации. К 2005 г. 47% жителей Земли жили в городах. Максимальная в мире доля горожан — более 70% — отмечалась в экономически развитых странах Европы, Северной Америки, в Австралии, где рост и развитие городов как центров промышленности современного типа начались в период промышленной революции. Наибольший прирост городского населения в этих странах происходил в начале ХХ в.

Доля городского населения в Азии в целом невелика и составляет 35%. Наиболее высокие темпы урбанизации, превышающие темпы роста населения, наблюдаются в Юго Восточной Азии, где доля городского населения всего 29%. В странах Восточной Азии — Японии, КНДР, Республике Корея, на острове Тайвань городское население преобладает (около 70%). Доля городского населения в Китае составляет лишь 30%. Это связано как с жестким регулированием внутренних миграций до 1978 г., так и с характером экономических реформ 1980-х гг., направленных на повышение благополучия аграрных районов, что также сдерживало миграции в города.

Наименьший в мире показатель доли городского населения и одновременно наибольшие темпы его роста отмечены в последние десятилетия в Африке.

За последние 50 лет доля развитых стран в численности городского населения мира сократилась с 50 до 30%, в то время как общая численность горожан возросла почти в 2 раза. За этот же промежуток времени доля развивающихся стран возросла с 40 до 61%, а численность горожан — с 304 млн чел. до 1942 млн чел., т. е. почти в 6 раз.

Урбанизация в развивающихся странах началась недавно и проходит более высокими темпами, чем в развитых. В них основным фактором роста городов, как правило, является миграция из сельской местности в города по экономическим причинам, большое значение имеют и высокие темпы естественного прироста населения. Важную роль при переселении в города имеют и социально психологические мотивы — престижность жизни в городе, возможность получения образования. Однако из за общей хозяйственной отсталости, нехватки рабочих мест выходцы из сел, не имеющие никакой квалификации, пополняют ряды городских безработных.

Как правило, в одном — двух крупнейших городах страны неконтролируемый рост городского населения и площади городской застройки опережают возможности городской экономики, развитие производственной базы города и приводят к непропорциональному увеличению сферы обслуживания. Урбанизация такого типа часто называется ложной урбанизацией.

Концентрация городских жителей, сосредоточение всей современной промышленности, высших учебных заведений, экономической и политической жизни в одном городе, обычно столичном, приводит к автономному, изолированному его развитию от остальной территории страны. Большая часть жителей такого города занята в неформальном секторе: на мелких кустарных предприятиях и в сфере обслуживания.

Значительные территории в городах менее развитых стран используются как сельскохозяйственные.

В городах складываются ареалы проживания выходцев они привлекают новых мигрантов, направляющихся на поиск работы и лучшей жизни. Трудовые миграции в города лишают аграрный сектор основной рабочей силы. Это ведет к сокращению производства продовольствия и необходимости роста его импорта для обеспечения быстро растущего городского населения.

Высокие темпы урбанизации ведут к обострению социально-экономических проблем крупных городов. Большинство горожан не имеют элементарных городских удобств — водопровода, канализации, электричества.

Эти районы являются главными источниками социальной нестабильности, преступности, антисанитарии и эпидемий. По оценке ООН, к началу ХХI в. около 837 млн чел. проживало в трущобных районах, в том числе 56% городского населения Африки, 37% — Азии, 26% — Латинской Америки.

Перенос столиц. Учитывая ведущую роль столичного города в экономике, его способность «притягивать» инвестиции и промышленные предприятия, в ряде развивающихся стран были предприняты проекты переноса бывших колониальных столиц в географический центр страны. Считалось, что изменение географического положения столицы будет способствовать ускоренному развитию внутренних районов, а новые, построенные по единому проекту города не будут отягощены «старыми» проблемами. Новая столица была построена в Бразилии, Танзании; планируется перенос столиц в Аргентине и ряде других стран.

Но не только экономические интересы двигают национальными правительствами. Так, в Нигерии местоположение новой столицы — г. Абуджа — выбрано так, чтобы ни одно из противоборствующих племен страны — игбо, йоруба и хауса — не получило политических преимуществ, которые дает проживание в столичном регионе. В Кот д’Ивуаре столица была перенесена на родину президента — в г. Ямусукро.

Приведите аргументы «за» и «против» переноса столицы из Москвы.

Рабочая тетрадь.

  • Задание 5. Страны с минимальной долей городского населения.
  • Задание 6. Страны с максимальной долей городского населения
  • Задание 7. Какие региональные различия в урбанизированности стран Африки существуют и с чем они связаны?
  • Задание 8. Особенности урбанизации в развитых и развивающихся странах.



Source: files.school-collection.edu.ru